Говоря о биометрии и путях ее развития, целесообразно вспомнить, что цифровые биометрические технологии активно используются МВД РФ с 2002 года, когда началась реализация федеральной программы автоматизации дактилоскопических учётов. В настоящее время система носит наименование ЦИАДИС-МВД. Система предназначена для установления и подтверждения личности граждан, в том числе и для определения лиц, не способных сообщить данные о себе.
Ведутся работы по внедрению в аэропорты систем пропуска и регистрации пассажиров с использованием биометрических технологий. Одно из решений представляет из себя биометрическую платформу распознавания лиц для аэропортов. Пассажиры, зарегистрированные в системе, смогут проходить ускоренную регистрацию, досмотр и выходить на посадку без предъявления паспорта и билетов. Платформа сократит очереди в аэропорту, сделает путешествие приятнее и безопаснее.
Биометрическая платформа распознавания лиц интегрируется с системами безопасности аэропорта, сервисами бронирования билетов и программами лояльности авиакомпаний. На всем пути движения пассажира платформа может распознать пассажира по лицу, узнать его на стойке регистрации, открыть проходы в чистую зону, в зал ожидания повышенной комфортности, обеспечить проход через турникеты при выходе на посадку. Кроме того, система подскажет авиакомпании, приехал ли пассажир, который зарегистрировался on-line, но опаздывает на посадку, а при необходимости поможет найти его в аэропорту.
Биометрия продолжает развиваться, и в ближайшем будущем биометрические технологии будут востребованы в большем объёме во многих сферах экономики. Например, в кредитно-финансовой сфере следует ожидать широкого применения банкоматов, которые идентифицируют клиента при помощи технологии распознавания лица, голоса, отпечатка пальца и венозного рисунка ладони. Осуществление платежей, в том числе в онлайн-каналах, уже возможно и в России.
При помощи биометрии банки могут проводить операции по выдаче кредитов или денежных средств с депозитов, достаточно лишь занести биометрический контрольный шаблон клиента в базу данных и периодически обновлять сам биометрический контрольный шаблон и связанные с ним данные, например, информацию о месте работы клиента, его доходах. Многие банки уже сегодня используют биометрию для принятия решения о выдаче кредита. Такого рода услуги (распознавание лиц заявителей) оказывают некоторые бюро кредитных историй. Удаленная идентификация и аутентификация клиентов позволяет сократить время оказания банковских услуг.
Применение биометрических технологий в сфере ритейла позволит проводить таргетированные рекламные кампании, интегрировать биометрические системы распознавания лиц в сеть экранов и мониторов, транслирующих звук и видео внутри магазинов, кинотеатров, ресторанов. Когда в зоне действия комплекса появляется посетитель из подходящей целевой аудитории, система его автоматически распознает и показывает рекламу, актуальную для данного человека.
С помощью рассматриваемых технологий можно персонализировать общение. Например, распознавание лиц для сбора информации о постоянных покупателях магазинов может стать частью реализации программ лояльности. Зачастую покупатели забывают карты лояльности, поэтому без верификации не могут воспользоваться скидками или специальными предложениями. Система автоматически предоставит скидку на продукцию, когда человек, зарегистрированный в программе лояльности, расплачивается на кассе.
Ритейлеры получат преимущества от применения биометрических технологий, в том числе благодаря возможности анализа аудитории. Использование биометрических систем распознавания лиц для сбора статистических данных о посетителях магазинов, кинотеатров, ресторанов будет происходить без вмешательства в личную жизнь.
Лицо каждого человека, входящего на территорию объекта, мгновенно распознается и запоминается системой. На основе сохраняемой информации возможно проведение необходимого статистического анализа маркетологами компаний и дальнейшая реализация маркетинговой стратегии для каждого объекта.
В сфере здравоохранения перспективы биометрических технологий также достаточно широки. Использование биометрических систем позволит безопасно и надежно подтвердить личности пациентов и врачей при предоставлении телемедицинских услуг.
В целом, использование биометрических систем в медицинских учреждениях помогает решить следующие задачи:
- однозначная идентификация личности пациента при поступлении в медицинское учреждение (автоматический поиск медицинской карты амбулаторного больного, историй болезни и т.д.);
- контроль и управление доступом с разграничениями к медицинским информационным системам и системам распределения медикаментов;
- учет рабочего времени медицинского персонала;
- контроль и управление физическим доступом с разграничением по зонам в здании и помещениях медицинских учреждений.
В сфере мобильных устройств биометрия позволит получить физический доступ к устройствам и приложениям в том числе для дистанционного управления. Преимуществами голосового управления можно считать возможность удаленного и интерактивного взаимодействия с устройством, а также отсутствие с ним тактильного контакта. Голосовое управление применяется в системах «умный дом», в смартфонах и т.д.
Сценарии применения биометрических технологий на производстве также разнообразны. Учет рабочего времени сотрудников, контроль и управление физическим доступом с разграничением по зонам; контроль психоэмоционального состояния сотрудников – вот лишь основные задачи, которые может решить применение биометрии в производственном секторе. Для всех вышеприведенных сфер есть отечественные биометрические решения.
Доля использования биометрических решений в проектах СКУД будет неуклонно возрастать. Этому способствуют усовершенствование алгоритмов и технических средств, правильное использование стандартов, особенно при проведении испытаний и, конечно, удобство в использовании биометрических технологий и высокая надежность биометрических решений. Думаю, что в течение 5-ти ближайших лет до 3/4 всех вновь внедряемых СКУД будут биометрическими.