Российский рынок видеонаблюдения: основные тенденции и тренды

  • 27.05.2016
  • 729

Рынок IT развивается неравномерно, в разные периоды времени его драйверами становились разные сегменты: в 90-е это были персональные компьютеры, нулевые стали декадой повсеместного распространения интернета и мобильной связи, текущее десятилетие отмечено беспрецедентным развитием видеонаблюдения.

Эта эволюция протекает примерно по одной и той же схеме, которую проделала, в частности, мобильная связь. Сначала это исключительно дорогая опция для богатых: сети первого поколения не дают значительного покрытия, аппараты дороги, тарифы высоки, а качество сигнала оставляет желать лучшего. Можно вспомнить, как в конце 90-х и начале двухтысячных ведущие сотовые операторы гордо публиковали карты покрытия, на которых в соответствующие цвета была закрашена вся Москва и почти вся Московская область, — тогда это считалось выдающимся достижением. Сейчас же мобильная связь — это не опция, а повседневный инструмент для всех и для каждого. Школьники, студенты, пенсионеры — уровень дохода больше не имеет никакого значения, мобильный телефон по карману каждому, а сигнал сотовой сети есть практически везде кроме совсем уж безлюдных мест.

Естественно, подобный прогресс стал возможен лишь после того, как сложились все предпосылки, в первую очередь технические. Сейчас сформировались все условия для взрывного роста и распространения видеонаблюдения. Миллиарды, ранее потраченные на НИОКР, привели к тому, что камеры стали относительно дешевы. Во всех ценовых сегментах появились технически достойные решения. Возросшие вычислительные мощности позволили реализовать сложную видеоаналитику. И, конечно, развитие облачных сервисов вырвало видеонаблюдение из плена локальности.

Собственно, повесить камеру в каждом углу не было особой проблемой еще 20 лет назад. Но тогда это было дорого и малоэффективно, поэтому видеонаблюдение было уделом лишь избранных. В наши же дни оно становится по-настоящему массовой услугой.

Темпы роста российского рынка видеонаблюдения в последние годы в разы превосходили аналогичные показатели IT-отрасли в целом. Вплоть до недавнего времени рынок рос на 12–15% в год, а сегмент IP-камер демонстрировал еще более впечатляющую динамику – плюс 25–35% ежегодно. Однако экономический кризис и девальвация рубля внесли свои коррективы: на рубеже 2015–2016 гг., доля IP-камер впервые за несколько лет стала уменьшаться, а на лидирующие позиции вышли аналоговые камеры высокого разрешения.

Присутствующую на российском рынке продукцию можно отнести к трем основным сегментам. Во-первых, это так называемые проектные бренды: дорогие, качественные решения, закладывающиеся еще на этапе планирования проекта, — отсюда и название. Этих камер не бывает в свободной продаже, их нельзя просто пойти и купить в магазине, их заказывают отдельно крупными партиями под проект. Axis, Bosch, Samsung, Brickcom — типичные представители этого сегмента. На его долю приходится порядка 60% рынка в денежном исчислении. Из-за высокой стоимости и сложности покупателями этих систем являются только государство и бизнес, причем почти исключительно бизнес крупный.

В средней ценовой категории представлены такие производители, как Hikvision, Dahua, RVi, Infinity, Microdigital и другие. Хорошее качество и высокая функциональность по разумной цене — основные факторы выбора подобных решений средним и мелким бизнесом. Доля этого сегмента — около 20–25% рынка.

И наконец, бюджетный сегмент. Системы, который приобретает мелкий бизнес и частные лица. Дешевизна и простота — вот главные характеристики подобной продукции: Optimus, Falcon Eye, Proto-X и т. п. К этому же сегменту можно отнести многочисленные OEM-бренды, широко представленные в России. Зачастую от материнского бренда на камерах присутствует только логотип, а вся камера до последнего винтика собрана из комплектующих другого производителя, нередко на его же заводе. Долю бюджетного сегмента можно оценить в 15–20% рынка в стоимостном выражении.

Российский рынок видеонаблюдения: основные тенденции и тренды

В последние несколько лет в сфере видеонаблюдения четко оформился тренд: доля оборудования в общей стоимости систем снижается, в то время как доля программного обеспечения растет. Современные компьютеры позволяют решать все более масштабные аналитические задачи, соответственно, со стороны бизнеса возникает спрос на все более сложный софт. На рынке аналитического ПО также произошла сегментация: покупатель может приобрести как бюджетные варианты, например под брендом «Линия», так и дорогие проектные решения от Axxon, рассчитанные на большое количество камер.

Почему облако

Сейчас, в 2016 г., облака — один из главных трендов в развитии видеонаблюдения. До недавнего времени в этой нише работали преимущественно стартапы, но сейчас в облачную гонку включились глобальные производители, такие как, например, Hikvision. Их облака запускаются в коммерческую эксплуатацию и постепенно избавляются от «детских болезней», хотя по-прежнему проигрывают тем, кто начал свои проекты на несколько лет раньше.

Как уже отмечалось ранее, облако для видеонаблюдения работает принципиально иначе, чем классическое хранилище фото-, видео- и звуковых файлов. Поэтому уже существующие обычные облака мало подходят для нужд видеонаблюдения: предоставляющие подобный сервис компании вынуждены либо создавать с нуля собственные специализированные облака, либо обращаться к тем, кто уже их создал.

Наличие собственного специализированного облака — одно из важнейших конкурентных преимуществ для компаний, занимающихся видеонаблюдением. Помимо того что такое облако технически превосходит обычное, хранение данных в своем облаке обходится заметно дешевле. Таким образом, компании, оперирующие собственными специализированными облаками, выигрывают не только за счет функциональности сервиса, но и за счет цены услуг — тарифы для конечных пользователей у них заметно ниже, чем у конкурентов.

Поскольку создание специализированного облака с нуля процесс сложный, дорогой и небыстрый, в ближайшие годы можно ожидать следующую динамику. Во-первых, обострится «облачная гонка»: на рынок со своими облаками выйдут еще несколько крупных вендоров, образуется «облачный пул», стоимость хранения видеоархива будет снижаться, придя со временем к неким среднерыночным значениям. Во-вторых, произойдет дальнейшее структурирование отрасли: мелкие и средние игроки, не сумевшие создать свои облака, будут вынуждены либо покинуть рынок, либо стать клиентами тех компаний, у которых такие облака есть.

Хотелось бы отметить, что дальнейшее распространение сервисов облачного видеонаблюдения будет напрямую зависеть от прогресса мобильного интернета. Чем шире будут становиться 4G сети мобильных операторов, чем выше пропускная способность каналов и скорость передачи данных — тем больше клиентов будут пользоваться облачными сервисами.

Масштабы перемен

Видеонаблюдение не та вещь, которая сразу бросается в глаза. Возможно, именно поэтому масштабы и темпы его распространения в последние годы не так заметны на первый взгляд, как это было с персональными компьютерами или мобильной связью. Тем не менее качественные перемены налицо. Еще не так давно с видеонаблюденим обычный человек сталкивался не так уж и часто: в банках, крупных супермаркетах, современных офисных зданиях, на промышленных объектах. Сейчас же камеру видеонаблюдения можно заметить где угодно: в крохотных продуктовых магазинах, парикмахерских, заведениях общественного питания и т. д.

Видеонаблюдение для частного лица раньше однозначно маркировало обладателя как человека состоятельного: камеры, их установка и эксплуатация предполагали существенные расходы, причем на постоянной основе. Дорогие особняки зачастую были единственным местом, где видеонаблюдение служило физлицам, а не учреждениям. В наши дни системы видеонаблюдения у себя на даче или даже в съемной квартире организовывают простые обыватели. Самостоятельно, без больших расходов и без специальных технических знаний.

Уже сегодня в Москве различные службы оперируют примерно 140 000 камер видеонаблюдения, из которых 100 000 — камеры домофонов. И это не так уж много: в Лондоне, например, камер в несколько раз больше, чем в российской столице, так что потенциал роста еще далеко не исчерпан. Пройдет еще несколько лет – и отсутствие видеонаблюдения на улице или в помещении станет восприниматься с таким же удивлением, как отсутствие сигнала сотовой связи: явно нештатная ситуация, так не должно быть, где-то определенно что-то сломалось. Трансформация восприятия происходит прямо сейчас.

Дмитрий ПРИГОРОВСКИЙ,
технический специалист Ivideon
Опубликовано в журнале "Технология защиты" № 2 2016

© 2003-2017 Techportal.ru

Яндекс.Метрика
Метрика cайта:
новости: 5917 (+7) | компании: 461 | бренды: 388 | статьи: 446 (+-446)