Сегмент рынка
Товары
События
Сегодня биометрические данные, которые используют в СКУД, отвечают на главный вопрос: идентификация субъекта. И если вчера информации на уровне «тот или не тот» было вполне достаточно, то сегодня (не говоря уже про завтра) очевидно: биометрия способна дать гораздо больше. Об этом и пойдёт речь в статье.
Зигмунд Фрейд, автор теории психоанализа, во всём видел проявления сексуаль- ности. Если пациентки рассказывали ему, что в своих сновидениях им являлись предметы продолговатой формы, патриарх понимающе и многозначительно кивал головой. Тем не менее, именно ему принадлежит фраза: «Иногда сигара — это просто сигара». И в самом деле, предметы могут иметь не только символическое, но и совершенно утилитарное значение.
Однако имеет место и обратная ситуация. Например, пароли. Их функция очевидна: быть ключом доступа в то или иное пространство, физическое или информационное. И здесь для профессионалов открывается особое смысловое поле, которое связано с семантикой пароля. Ведь это лишь на первый взгляд кажется, что заветная формула из 1-2 слов подобрана случайно. Раскрытый пароль (хоть добытый от «языка», хоть полученный хакерским путём) может многое рассказать о своём обладателе, если, конечно, не был сгенерирован случайно. Так же, как и никнейм, он несёт в себе важную информацию о том, кто его придумал.
Так, пароль Yin25678Yang скорее всего будет означать, что его обладатель сведущ в восточной культуре, интересуется буддизмом, практикует фен-шуй и с вероятностью, близкой к 100%, принадлежит к так называемой «западной группе» квадрата Багуа. Одно это в руках эксперта даст психологическую характеристику на несколько страниц текста.
Ещё интереснее с никами, благо они всегда видны в социальных сетях и в названиях почтовых ящиков. Mooncat выдаст интраверта, для которого является проблемой доведение дел до конца. LenaLyonya определит человека, который не слишком заботится о своих границах, отсюда – податливость манипуляциям, трудности в отстаивании своих позиций, склонность к зависимостям, и немалое желание звездить.
Другими словами, код доступа, помимо своей утилитарной функции, может неожиданно обернуться стороной, на которой написана богатая информация о человеке. В ней порой содержатся весьма важные сведения о личности субъекта (напомним, что так в профессиональной среде называется человек, которого анализируют), а также прогноз его поведения. И это уже тот случай, когда сигара — это не просто сигара, а пароль — это больше чем пароль.
Одним из ключевых понятий в СКУД является биологический идентификатор. Под этим определением подразумевается признак, который обладает достаточно высокой степенью уникальности для отдельно взятого человека. Именно такой параметр обрабатывается биометрическим считывателем СКУД. На основании анализа принимается решение о доступе. Согласно материалам спецпроекта «Без ключа», на сегодняшний день в качестве биологического идентификатора могут выступать:
отпечаток пальца;
радужная оболочка глаза;
сетчатка глаза;
расположение вен на ладонях;
геометрия и костное строение руки;
трехмерная и двухмерная идентификация размеров лица;
голос;
почерк.
К этому списку можно добавить ещё один параметр — запах. Конечно, можно сказать, что запах мужчины до и после празднества с возлияниями, или запах женщины в разные фазы овариального цикла весьма разные. Можно отметить влияние парфюма и других ароматов. Тем не менее, у каждого человека есть свой индивидуальный запах, который остаётся базовым в течение длительного времени.
Представляются перспективными разработки, в которых запах будет не только являться биологическим идентификатором, но и давать расширенную информацию о его обладателе. Самый простой пример: давно и хорошо всем известные алкотестеры. Ольфактотестер недалёкого будущего, помимо ответа на вопрос «тот или не тот», ещё и спрогнозирует ближайший сценарий поведения человека. Например, одновременно с процедурой идентификации прибор улавливает запах ацетона изо рта. Такое возможно при ряде состояний, среди которых наиболее вероятны кетодиета и осложнение диабета. И если бесконтактный глюкометр (такой прибор уже создан в Сколкове) покажет высокие значения сахара в крови, система предложит сотруднику вместо прохода на рабочее место немедленно обратиться за медицинской помощью, причём в экстренном порядке.
Столь же перспективно тестирование запахов для текущей диагностики нейрофизиологических параметров и психологического статуса. Одной из важных задач станет распознавание факта при- ёма психоактивных веществ — положительный результат станет запретом на допуск в режимную зону (да и в другое общественное место). Запах гормональных метаболитов, особенно группы коры надпочечников и тестостерона, может определить потенциально опасное лицо, несущее террористическую угрозу.
Впрочем, вернёмся к перечню биологических идентификаторов. На первом месте там значится «отпечаток пальца», то есть старая добрая дактилоскопия. С неё и продолжим разговор о перспективном направлении — интеграции биометрии и психодиагностики.
Смысл этого выражения хорошо известен даже бесконечно далёким от криминала людям. История не сохранила имени преступника, который первым назвал так процедуру съёма отпечатков пальцев — дактилоскопию. Эта технология зародилась во второй половине девятнадцатого века и впервые была применена в криминалистической практике в 1892 г. в Аргентине.
Благодаря столь давней истории, а также огромным базам данных, которые накопили исследователи, отпечатки пальцев остаются у пользователей СКУД одним из наиболее излюбленных биоидентификаторов. То что это наиболее актуальный тренд в отрасли, подтверждают и эксперты компании Deloitte. Хотя, конечно, практика дактилоскопии в СКУД порой вызывает вопросы. Вот лишь некоторые из них:
Как быть с доступом в случаях, когда сотрудник одет в специальный костюм — например, противохимический или биозащитный?
Что если палец, который используется для идентификации, повреждён или (так случилось) только что был травматически ампутирован?
Как отличить живой палец от мёртвого или от муляжа?
На ряд этих вопросов ответы уже есть. Наиболее проработана тема «живого пальца», хотя и здесь появляются новые вопросы. Так, злоумышленник вполне может снять с субъекта отпечаток на тонкий полимер, и надеть на свой палец, предварительно его загрунтовав. Конечно, и это решается. Тем не менее, происходящее напоминает гонку производителей вирусов и антивирусов, а также средств защиты машин от угона с новыми технологиями кражи авто.
Речь о другом. В дополнение к биологической идентификации отпечатки пальцев могут многое рассказать о своём обладателе. И это не мистика. Перечень серьёзных работ о психологических аспектах дерматоглифики исчисляется тысячами. Доказанные сведения вполне могут быть интегрированы в СКУД в виде психодиагностического блока. И в случае необходимости предлагать алгоритм оперативных действий. Известны три основных типа папиллярных рисунков: дуги (самые простые), петли (средние по сложности) и завитки (самые сложные). Конечно, имеет значение рисунок не только на одном пальце, который применяют для биометрии, а на всех десяти. Таких комбинаций насчитывается 59049, поэтому обработка данных практически всегда авто- матизирована. А вот знание особенностей нервной системы при преобладании того или иного рисунка точно пригодится. Вот лишь некоторые факты (по Титаренко А.Г.).
У человека с петлями наиболее уравновешенный тип нервной системы. Такая дерматоглифика чаще всего встречалась у тех, кто прожил более 90 лет. А уж если петель десять, то это человек с «золотым» характером, от которого неприятностей ждать не придётся.
Люди с дуговыми узорами плохо переносят жару и алкоголь. Поведение прямолинейное, легко прогнозируется. Не выносят интриг, но и не склонны к компромиссам.
Обладатели завитков творческие, вспыльчивые, с низкой конфликто- и стрессоустойчивостью. Свободолюбивые и не терпят регламентации, чем нередко доставляют неудобства сотрудникам службы безопасности.
Еще одно перспективное направление для анализа отпечатков пальцев в СКУД — блиц-диагностика химического состава пота. Здесь можно получить ответы на такие вопросы, как уровень стресса, приём алкоголя и психоактивных веществ, состояние метаболизма и пр. Принятие решений по этим данным должно быть максимально оперативным, особенно при массовых проверках, и это на сегодняшний день является, наряду с высокой стоимостью таких систем, ограничивающим фактором для широкого внедрения в практику. Обнадёживает растущий объём финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области, а также новый уровень сотрудничества с представителями медико-биологических наук.
Продолжение – в следующем номере.
Поделиться:
О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации