Сегмент рынка
Товары
События
Что можно вынести (проще говоря, украсть) с работы? Практически всё. Однако если до недавнего времени воровали в основном товарно-материальные ценности (ТМЦ), то сейчас внимание нечистых на руку сотрудников всё больше переключается на то, что стоит на порядки дороже гаек и колбасы. Информация. Именно она ценится больше всего. За неё готовы дорого платить не только конкуренты, но и спецслужбы иностранных государств. Впрочем, интерес к закрытой информации компании вовсе не снижает других рисков внутренней безопасности.
О том, как определить носителей этих рисков, и пойдёт речь.
Как заявлял герой фильма-спектакля «Энергичные люди» (1989 г., режиссёр Василий Шукшин) в исполнении Евгения Лебедева, «15% государственного бюджета отводится специально под воровство». И, как он пояснил дальше, «всякое развитое общество живёт инициативой энергичных людей». А деньги, которые он берёт, достаются ему по «негласному экономическому закону», чтобы «компенсировать его пользу обществу». С тех пор прошло больше тридцати лет. Изменился строй, но не изменилось стремление части сотрудников «доплачивать себе» за свою «полезность и инициативность». Что касается пресловутых пятнадцати процентов, то эта величина хоть и условная, но вполне реалистичная.
Так, по данным информационного проекта «Региональные инвестиции», ущерб от мошеннических действий сотрудников крупных российских предприятий может достигать 10 процентов от их ежегодной прибыли. И это — «средняя температура по больнице». В ряде отраслей такая величина кратно больше — не столько за счёт прямых краж ТМЦ, сколько благодаря коррупционной составляющей.
Тема корпоративных хищений в нашей стране не нова. В СССР это явление появилось практически в одно время с победой нового мира, когда всё вокруг стало народным и, стало быть, своим. Впрочем, тогда кражи с предприятий были не порождением строя, а объяснялись тяжёлым положением трудящихся в 1920-е годы. В то время, кстати, и появилось впервые слово «несуны», однако долгое время оно оставалось лишь в обиходе, не попадая на страницы советской прессы.
1930-е ознаменовались введением понятия «социалистическая собственность» и меры ответственности за её расхищение – от лояльной в начале, до суровых 10 лет «за колоски» в последующем.
Волна хищений с новой силой обрушилась на советские предприятия в послевоенные годы. Затем последовал откат приблизительно до 1953 года, и – новый вал с наступлением эпохи Хрущёва. После этого установилась «устойчивая погода», когда воровство на предприятиях стало делом хоть и не одобряемым, но вполне себе стабильным, и особо не осуждаемым.
Сам термин «несуны», обозначавший воришек, появился в советской печати только в 1970-е годы. А 1980-е обогатили русский язык словом «везуны». Так стали называть тех, кто воровал по-крупному, то есть не нёс сумками, а вёз составами. В 1990-е годы сменились строй и эпоха, но установка «Ты хозяин, а не гость, тащи с завода каждый гвоздь» осталась.
Конечно, было бы ошибкой думать, что воровство на работе — это чисто российское явление. Зарубежные компании страдают от этого ничуть не меньше. Конечно, заграница загранице рознь, и состояние дел в этом отношении в Сингапуре и странах Африки разное. Но, тащат, как и у нас, всё.
В этом смысле показателен пример сети государственных госпиталей Health and Hospital Corporation (Нью Йорк, США). Тогда из шести клиник за два года было украдено медицинского оборудования (а также шприцев, резиновых перчаток, продуктов питания и даже стульев) на сумму свыше 400 000 долларов. И это, что называется «по мелочам» — обошлось без приснопамятных для России «золотых томографов».
Кстати, социальный состав, как и у нас (вернее, как и везде), был отмечен большим разнообразием — и это уже не про гендер и расу. Среди больничных «несунов» из Нью-Йорка отличились не только рядовые сотрудники, но и те, кто рангом повыше: супервайзеры, врачи, заведующие. И даже сами полицейские, призванные не допускать всего этого безобразия.
Новости действительно есть. Не так давно было опубликовано исследование российской компании «СёрчИнформ», ведущего российского разработчика средств информационной безопасности, под названием «Инциденты внутренней безопасности в российских компаниях. Данные за первое полугодие 2020 г.».
В нём эксперты «СёрчИнформ» проанализировали не только случаи нарушения информационной безопасности, произошедшие по вине сотрудников, но также и другие эпизоды нерационального использования ресурсов работодателя. Фактически были рассмотрены любые нарушения, которые способны привести к финансовым потерям или ущербу репутации компании по вине сотрудников. Это исследование и станет красной нитью на пути, который приведёт нас к ответу на вопрос «Стой, кто несёт?». Условием для продолжения разговора станет знакомство читателей с основами психологической диагностики.
Звучит прямо как название фантастического фильма. На самом времени всё гораздо прозаичнее. Аналитики «СёрчИнформ» выявили, что если принять все инциденты внутренней безопасности за 100%, то треть из них, а точнее 34%, приходятся на нерациональное использование ценнейшего ресурса компании — рабочего времени. Сразу надо оговориться, что понятие рабочего времени не столь однозначно. Вспоминаются два случая, каждый из которых перешёл в разряд бизнес-легенд. Один из них произошёл на Манхэттене, другой – на одном из российских заводов.
США. Опен-офис крупной компании. К проходящему по его пространству биг-боссу подходит «доброжелатель». Он показывает патрону пальцем на сотрудника, который с прикрытыми глазами сидит у панорамного окна, закинув ноги на стол, а руки за голову. Изредка он открывает глаза и мечтательно обозревает Нью-Йорк.
— Посмотрите на него, шеф. Он так уже два часа сидит. Ничего не делает, только молчит, улыбается, да ещё и дремлет. Разбудить его?
— Тсс! Ни в коем случае! После того, как он прошлый раз вот так подремал два часа перед окном, компания заработала четыре миллиарда долларов. Пусть дальше думает…
Россия. Завод. Новое руководство решило, что инженеры и рабочие слишком много времени проводят в курилках и строго регламентировало политику перекуров. Теперь побаловать себя сигаретой можно было только в одиночку и строго по графику. Результат: количество рацпредложений снизилось на 70%. Не удивительно — с кем и когда теперь их было обсуждать…
На самом деле, в обоих примерах, американском и российском, показаны не похитители, а создатели времени. В исследовании «СёрчИнформ» речь идёт о тех, кто разбазаривает этот ценный ресурс по-настоящему. Так и хочется обогатить русский язык неологизмом «хроно-несуны», однако оставим это для сценария производственного блокбастера.
Итак, на что отвлекаются сотрудники? Впрочем, есть и не менее важный вопрос: кто именно на это отвлекается? Как они выглядят? Рискуя впасть в грех стигматизации, навешивания ярлыков и раздачи штампов, всё же признаем: многие категории нарушителей обладают условным портретом.
Здесь — только байесовский подход и ничего личного. Самое время вспомнить о том, что это такое. В упрощённом виде принцип Томаса Байеса (блестящий английский математик 18 века) говорит о том, что если в популяции определённый процент индивидов является носителем того или иного признака, то у отдельно взятого индивида этой популяции вероятность иметь этот признак составляет столько же процентов.
Представьте картину. Космонавты прилетают на планету, где водятся почти одинаковые зверьки (скажем, семиухие шестикрылы), которые различаются только по цвету. Оранжевые, большей частью агрессивные, 96 из 100 так и норовят цапнуть. А зелёные – мирные, и напасть может разве что один из сотни. Несложно определить, что встреча с оранжевым может кончиться плачевно с вероятностью 96%.
И когда на пути попадётся особь такого цвета, то вряд ли тактика будет выстраиваться из соображений, что это, возможно, один из тех четырёх на сотню, который не нападает. А вот зелёного можно смело почесать за каждым из его семи ушек – вероятность того, что он проявит агрессию, не превышает одного процента.
Так и в нашем случае. Категории сотрудников, чьё поведение в деловой среде проанализировали эксперты «СёрчИнформ», тоже в повышенной степенью вероятности (не стопроцентной, конечно) обладают схожими признаками внешности и характера. Следовательно, глядя на работников, можно предположить, у кого из них есть склонность к тем или иным способам расхищения ресурсов предприятия. Остаётся подчеркнуть, что стигматизация не допустима.
Итак, какое отражение мы видим в чёрном зеркале мониторов и смартфонов, которые готовы включить «хроно-несуны», то есть похитители времени работодателя. Внимание на экран.
Речь идёт о трёх главных хронофагах: соцсетях, веб-серфинге и шопинге. Именно их аналитики «СёрчИнформ» назвали главными «убийцами» рабочего времени. И уточнили (цитата из исследования): «Те, кто тратит время на соцсети, проводят там от 1 до 3 часов. Чтение новостей отнимает еще от 1 до 2 часов, на шопинг уходит в среднем 2 часа в день».
Остаётся помножить эти цифры на стоимость рабочего времени сотрудников в день. Затем перемножить их на количество дней в месяце, количество месяцев в году, количество проработанных лет… И (барабанная дробь) перемножить всё это на количество таких работников. Суммы получатся более чем внушительные. Хорошая новость в том, что сотрудников, склонных к этим действиям, можно определить заранее. О том, как они выглядят и как себя ведут, и пойдёт разговор.
Продолжение следует.
Поделиться:
О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации