Статьи рынка безопасности
  • 24/01

События

  • Выставка 13/02/2018

    ТБ Форум 2018г. Москва

  • семинар 31/01/2018

    БИК-Информг. Санкт-Петербург

  • конференция 15/03/2018

    Корпоративная безопасностьг. Москва

О современных подходах к проведению проверки работоспособности систем противопожарной защиты

  • 04.12.2017
  • 119

Эффективность государственного регулирования в современных условиях заключается прежде всего в формировании таких законодательных механизмов, которые обеспечивают субъектам предпринимательской деятельности успешное функционирование в условиях жесткой конкуренции. Следует помнить, что развитие рыночной экономики сопровождается отсутствием единого регулирующего органа в области производства, реализации и установления цен на продукцию и услуги. Обостряющаяся при этом борьба за рынок сбыта приводит к появлению недобросовестных производителей, нацеленных только на получение прибыли. В таких условиях потребитель попадает в прямую зависимость от производителя. И даже наличие разрешающих документов, таких как лицензия или допуск от саморегулируемой организации, не может, к сожалению, служить гарантией качества.

Анализ судебной практики за последние два года показал, что в области обеспечения пожарной безопасности наиболее частым вопросом, требующим разрешения в судебном порядке, является определение ответственности за обеспечение работоспособности установок и систем противопожарной защиты. В соответствии с требованиями действующего законодательства руководитель организации обязан обеспечить:

  • исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта путем организации проведения проверки их работоспособности;
  • проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений.

Поэтому руководитель организации в целях выполнения возложенных на него обязанностей заключает, как правило, договор с поставщиком услуг, имеющим лицензию на деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Такой выбор обусловлен возможностью осуществления всех перечисленных работ силами одного исполнителя. В большинстве случаев договор на выполнение работ заключается на конкурсной основе. Такой порядок приводит к тому, что техническое обслуживание систем противопожарной защиты (далее – система ППЗ) осуществляется лицензиатом, изначально их монтаж не выполнявшим. По итогам проверки работоспособности и при обнаружении неисправного состояния системы ППЗ составляется акт, который доводится до сведения руководителя организации и визируется обеими сторонами. Принятие решения о дальнейших действиях по восстановлению работоспособности, таким образом, возлагается на руководителя организации.

В случае обнаружения в ходе проведения надзорных мероприятий нарушений требований пожарной безопасности владелец объекта предъявляет договор с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на деятельность в области пожарной безопасности, о принятых им обязательствах по техническому обслуживанию систем ППЗ. В этом случае лицензиат ответно приводит в качестве доказательства правомерности собственных действий либо договор, в котором обеспечение исправного состояния при проверке работоспособности не предусмотрено, либо техническое задание, по которому выполнение ремонтных работ осуществляется только при заключении отдельного договора. Таким образом, лицензиат в договоре заведомо ограничивает собственные обязательства, при этом сам договор является документом, препятствующим расширению полномочий лицензиата по его исполнению.

О современных подходах к проведениюпроверки работоспособности системпротивопожарной защиты

До недавнего времени суды, изучив материалы дела, принимали во внимание указанные доводы. Однако в 2016 г. участились случаи, когда суды, установив, что исполнители работ осуществляли свою деятельность на основе действующей лицензии, руководствовались требованиями постановления правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225. Положениями данного документа установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать установленные лицензионные требования. В том числе требования, предъявляемые к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами. Нарушение данного требования относится к грубым нарушениям, так как его несоблюдение может повлечь за собой возникновение угрозы жизни и здоровью людей.

Таким образом, осуществляющий свою деятельность лицензиат обязан при выполнении технического обслуживания систем ППЗ выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности, а также предпринимать все зависящие от него меры для устранения выявленных нарушений.

Отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что лицензиатом были приняты все надлежащие меры, направленные на недопущение грубого нарушения лицензионного требования, позволяет квалифицировать его как административное правонарушение по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Мы рассмотрели наиболее часто встречающийся случай возникновения конфликтной ситуации между заказчиком работ в области пожарной безопасности и их исполнителем. При этом, как уже было сказано выше, наличие лицензии не гарантировало обеспечение исправного состояния систем ППЗ на объекте защиты заказчика, а исполнитель, заключая договор на основании лицензии, был обязан соблюдать установленные лицензионные требования даже при ограниченных договором обязательствах.

Так как же достичь золотой середины? При которой проверка работоспособности систем ППЗ будет заключаться в проверке значений всех параметров, характеризующих ее способность выполнять заданные функции, и их соответствие требованиям законодательства.

Одним из вариантов успешного решения данной задачи – проверка работоспособности системы ППЗ через процедуру подтверждения соответствия непосредственно самой системы, а также ее элементов. Само понятие «подтверждение соответствия» приведено в Федеральном законе «О техническом регулировании» (далее – закон) и представляет собой документальное удостоверение соответствия продукции (или процессов) требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. Законом также определено, что подтверждение соответствия может быть как обязательным, так и добровольным.

Перечень продукции, подлежащий обязательному подтверждению соответствия, определен правительством Российской Федерации1. При этом обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие его требованиям. Процедура подтверждения соответствия работ и услуг определенным требованиям является добровольной и проводится, как правило, в виде добровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя для установления соответствия объекта подтверждения документам по стандартизации, системам добровольной сертификации или условиям договоров. Порядок создания и функционирования системы добровольной сертификации установлен законом и вводит широкий круг полномочий для лица, создавшего указанную систему.

Согласно новой редакции 61 пункта Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, вступившей в действие 26 сентября 2017 г., руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. Таким образом, проверка работоспособности может выполняться на основании положений национального стандарта, утвержденного в установленном порядке.

В настоящее время одним из наиболее актуальных документов, определяющих требования к проведению данной проверки, является национальный стандарт ГОСТ Р 57369-2016 «Производственные услуги. Термины и определения»2, который установил, что проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности объекта – это подтверждение соответствия, при котором проверяются значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, а также их соответствие требованиям законодательства и иной документации (нормативной, технической, конструкторской) или стандарту организации, согласованному с профильным техническим комитетом. Проверка работоспособности проводится с применением аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений лицом, имеющим оценку компетентности в соответствующей области, – специалистом (экспертом-аудитором), состоящим в штате организации. Эксперт-аудитор является лицом, аттестованным в системе добровольной сертификации, что подтверждает наличие у него специальных знаний, навыков и опыта работы в области подтверждения соответствия. Выполнив проверку работоспособности систем ППЗ, эксперт-аудитор оформляет документ, подтверждающий надлежащее выполнение (либо невыполнение) требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами для проверяемого объекта. Если результаты проверки окажутся отрицательными, данная информация незамедлительно доводится до сведения руководителя организации. Руководитель принимает меры по восстановлению работоспособности системы ППЗ, привлекая организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. При этом понятие «техническое обслуживание» может приниматься как комплекс работ, проводимых по специальному регламенту для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.3

Руководитель организации для проверки работоспособности систем ППЗ может также привлекать организации, обладающие компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации. В этом случае в составе организации должны быть два независимых подразделения, проводящих:

  • испытания системы ППЗ (элементов системы) на работоспособность и соответствие установленным требованиям и подготовку протокола по результатам проведенных испытаний;
  • проверку положительного протокола испытания и подготовку сертификата соответствия, подтверждающего работоспособность системы ППЗ.

Наличие на объекте защиты сертификата соответствия, подтверждающего работоспособность системы ППЗ, дает основания не привлекать при проведении мероприятий по контролю (надзору) испытательные пожарные лаборатории (или иные экспертные организации) для проведения испытаний систем и элементов систем ППЗ. Срок действия сертификата – до 1 года.

Анализ деятельности аккредитованных систем добровольной сертификации, осуществляющих подтверждение соответствия работ и услуг, показал, что в настоящее время система добровольной сертификации Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее – система НСОПБ) является ведущей в части оценки качества работ и услуг в области пожарной безопасности, в том числе при проверке работоспособности.

Система НСОПБ начала свое успешное функционирование в 2010 г. Именно тогда был сформирован механизм подтверждения соответствия работ и услуг в области пожарной безопасности. Система зарегистрирована в едином реестре систем добровольной сертификации Росстандарта (рег. № РОСС RU.М704.04ЮАБО) и ведет реестры организаций, экспертов и выданных сертификатов соответствия на продукцию, работы и услуги, а также автоматизированную систему по учету и регистрации сертификатов соответствия системы добровольной сертификации НСОПБ.

1 Постановление правительства РФ от 1.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

2 Вступил в действие 1 июля 2017 г.

3 Определение взято из ГОСТ Р 57369-2016 «Производственные услуги. Термины и определения».


Поделиться:

© 2003-2018 Techportal.ru

Яндекс.Метрика
Метрика cайта:
новости: 6382 (+4) | компании: 500 | бренды: 405 | статьи:  

Политика конфиденциальности и защиты информации