Статьи рынка безопасности

События

  • выставка 19/03/2019

    Securika Moscow 2019г. Москва

  • форум 12/02/2019

    ТБ Форум 2019г Москва

  • выставка 13/11/2018

    SENTEX 2018г. Нижний Новгород

О кротах и крысах

  • 03.05.2018
  • 255

Давно подмечено, что деловой лексикон компаний, и не только российских, постоянно обогащается терминами, которые приходят из других структур. Так, из специальных служб перекочевало и надежно закрепилось понятие «крот». В контексте бизнеса под этим словом подразумевается вовсе не тот самый милый зверек из мультика, а сотрудник, который сливает информацию на сторону. Кстати, именно по этой причине у офицеров-шифровальщиков Пентагона установлен до неприличия высокий оклад – такой, чтобы перекупить подобного специалиста было накладно для любой разведки мира.

Еще один хорошо знакомый любому бизнесмену термин – «крыса». Именно так презрительно называют тех, кто ворует у своих. Интересно, что понятие «у своих» в последние годы стало расширяться. Еще недавно позором считалась разве что кража у сотрудников из непосредственного окружения вора, при этом присвоение корпоративного имущества считалось чуть ли не доблестью. Как говорили в не так давно ушедшую эпоху: «Ты хозяин, а не гость, тащи с завода каждый гвоздь». Теперь же наступают времена, когда сознание коллектива начинает меняться в сторону другого представления: «Украл у компании = украл у меня».

О кротах и крысах

Отсюда первый вывод: самый надежный заслон на пути «кротов» и «крыс» — новые ценности корпоративной культуры. И прежде всего – создание нетерпимости к воровству. Ведь во многих компаниях существует проблема, о которой не подозревают собственники: сотрудники знают о хищениях (как информации, так и материальных ценностей), но молчат из-за боязни прослыть стукачом. Так уж сложилось в России с ее богатым лагерным опытом, что стукач — это ничуть не лучше, чем «крыса» или «крот», а также приравненный к ним прочий люд низшего тюремного сословия. Ключ к перевороту сознания здесь в разъяснении коллективу того, что «крысы» и «кроты» – они не свои, а чужие, причем опасные. Опасные и для кошелька, и для будущего честных работников. Такой подход основан на древнем этологическом механизме, который делит окружение на своих и чужих. Есть самые разнообразные способы сдвинуть сознание сотрудников к пониманию того, что воры – это те самые патогены, которые несут смерть всему коллективу. И тогда сами работники выстроят систему противостояния злоупотреблениям, да еще и с такой степенью эффективности, что позавидуют службы безопасности и внутреннего контроля компании. Как это сделать практически, подскажет корпоративный антрополог либо организационный психолог.

Злоупотребления в компаниях не редкость. Эксперты утверждают, что предприятий, полностью свободных от воровства и слива информации на сторону, всего от 1 до 5%. Остальные грешат, причем не только выносом ручек из офисов и распечаткой курсовых на казенной оргтехнике. Так, по данным российского портала Superjob, в 16% компаний воровство сотрудников приводило к крупным убыткам. Печально, что нарушения такого рода возможны на любом уровне: от рядовых сотрудников до совладельцев бизнеса.

Задача этой статьи – не вскрыть конкретные схемы мошенничества (они и так хорошо известны безопасникам), а показать, какие особенности человеческого фактора надо учитывать в профилактике хищений и борьбы с ними.

Итак, антропологические особенности, знание которых позволяет сохранить информационные и материальные ресурсы компании. Согласно закону нормального распределения признаков (он распространяется и на такой критерий, как честность) практически в каждом коллективе есть минимум 10% сотрудников, которые при первой же возможности пойдут на воровство. Им противостоит такое количество работников, которые не совершат кражу ни при каких обстоятельствах. И еще 80% – это те, кто может пойти на хищение или слив информации, но лишь в том случае, если об этом гарантированно никто не узнает.

Отсюда практические рекомендации. Прежде всего необходимо выявить те самые 10%, которые «никогда и ни за что». Опытному специалисту, сведущему в визуальной психодиагностике, будет достаточно непродолжительной беседы для того, чтобы определить: это именно те люди, которые станут агентами новой корпоративной культуры, нетерпимой к махинациям. Именно в их сторону будет смещаться мода гауссова распределения и вероятность того, что 80% «колеблющихся» попутает бес, резко снизится. Оставшиеся 10% тоже достаточно эффективно выявляются технологиями визуальной психодиагностики – и это те 10%, с которыми надо побыстрее расстаться. Также приходится помнить о том, что от 0,1 до 0,6% населения Земли страдает клептоманией – непреодолимой тягой к воровству. И это, увы, не лечится.

Многие потенциальные проблемы можно предотвратить еще на уровне трудоустройства нового сотрудника. Например, поинтересоваться, есть ли у него базы данных с прежней работы. Если новичок с радостью подтвердит это, можете не сомневаться: придет время, и он покинет вас уже с вашими базами. Между прочим, на собеседовании будет не лишним задать вопрос: «Как вы относитесь к воровству в компаниях?» На самом деле, это проективный мини-тест, который эффективно раскрывает личность кандидата. Его пространный ответ с оправданиями воришек расскажет о нем много интересного – фактически даст личную характеристику.

Еще одна особенность, которая заставит опытного эйчара задуматься, – это завышенные зарплатные ожидания претендента. Например, выпускник вуза без опыта работы может запросить 50 т. р. в месяц за работу, ставка которой 25 т. р., без убедительных обоснований своей ценности как сотрудника. Приняв условия компании и устроившись на работу, он с высокой степенью вероятности может начать «доплачивать» себе разницу до желаемой суммы и делать это самыми разнообразными способами. Особенностями внешности таких сотрудников часто являются брови «домиком» (внутренние уголки поднимаются к середине лба), а также полные губы с «луком Купидона» (так называется выемка в середине верхней губы, под основанием носа).

Кстати, нередко и сами руководители провоцируют сотрудников на «компенсацию дельты». Этому весьма способствует показушная роскошь боссов: частая смена дорогих автомобилей и часов, отдых на самых престижных курортах, перелеты классом «империал», элитная мебель себе в кабинет стоимостью в десятки миллионов рублей и прочие атрибуты статуса. Все это способно вызывать чувство протеста у низкооплачиваемых сотрудников и провоцировать их «восстановить социальную справедливость» путем теневой доплаты самим себе. Благо, 90-е позади и такие понты в российском бизнесе почти ушли в прошлое.

О кротах и крысах

В свое время итальянский врач Чезаре Ломброзо описал тип внешности, который он назвал «человек преступный». В начале своих исследований он выделил лишь типаж убийцы, но в дальнейшем описал также характерные признаки насильников, мошенников и воров. Последние, по его мнению, выглядят следующим образом: неправильный маленький череп, удлиненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода. Интересно и описание «типичного мошенника»: лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом, как отмечал Ломброзо, внешность мошенников достаточно добродушная.

Несмотря на то что основоположник криминальной антропологии описывал в основном своих земляков-итальянцев, его наблюдения (хоть и не в полной степени) актуальны и по сей день. К сказанному Ломброзо можно добавить, что у предрасположенных к воровству людей нередко встречаются такие особенности, как узкая челюсть, впалые щеки, выпяченная нижняя губа, удлиненное расстояние между основанием носа и верхней губой, прижатые внизу и оттопыренные вверху уши. Разумеется, перечисленные признаки ни в коем случае не ставят клейма на их обладателе, однако эти антропологические индикаторы и в самом деле могут с определенной степенью вероятности располагать к соответствующему типу поведения.

В последнее десятилетие будничными реальностями многих российских компаний стали проверки сотрудников на полиграфе («детекторе лжи»). По закону работник может отказаться от такой проверки, хотя такое решение уже само по себе симптоматично. И здесь работодателю следует помнить о том, что полиграф – это не истина в последней инстанции. Его показатели напрямую зависят от антропологических особенностей исследуемого. Так, люди гиперстенического сложения (широкие плечи и грудная клетка, короткие ноги, склонность к полноте) зачастую дают ложноположительную реакцию только из-за того, что очень волнуются.

Интересным воздействием на психологию сотрудников обладают камеры видеонаблюдения. Там, где они открыто расположены, количество хищений заметно снижается, даже если это не сами устройства, а всего лишь их муляжи с мигающим огоньком. И это не удивительно. Как мы помним, совершить преступление готовы многие, но лишь в том случае, если об этом никто не узнает. Сознание того, что за тобой наблюдают, не останавливает разве что самых отъявленных социопатов и откровенных клептоманов. Сходным эффектом обладают проверки, которые, конечно же, всегда должны быть внезапными.

Один из самых эффективных инструментов в выявлении и профилактике преступной деятельности корпоративных «кротов» и «крыс» – наблюдательность в сочетании с аналитикой. Здесь руководителю есть смысл обратить на некоторые особенности поведения сотрудников, которые могут насторожить в отношении риска финансовых нарушений. Вот как минимум три из них:

  • Заискивание, желание понравиться и отвести от себя подозрения. Нередко сочетается с попыткой «перевода стрелок» на других работников.
  • Несоразмерные легальным доходам траты: появление дорогого автомобиля или элитной недвижимости, отдых высшего ценового сегмента. Как правило, на этом этапе нередки рассказы про почившего дядю или бабушку, оставивших богатое наследство.
  • Выявление любых видов зависимости, из которых особенно опасны игровая и наркотическая. Во внешнем виде сотрудника должен насторожить такой признак, как снижение тонуса губ (рот при этом все чаще становится полуоткрытым), что свидетельствует о прогрессирующем снижении волевых качеств.

Как бы то ни было, приходится признать, что воровство в компаниях (равно как и в обществе) окончательно искоренить не удастся никогда. Такова природа, и не только человеческая. В животном мире мошенничество процветает на всех уровнях – от бактерий до высших приматов. И тем не менее хорошая новость для бизнеса заключается в том, что это явление вполне реально поставить под контроль и свести к минимуму его неприятные последствия. Остается напомнить, что главным инструментом здесь является корпоративная культура, и вклад в ее развитие не только создает позитивную рабочую атмосферу, но и сохраняет и приумножает финансовые ценности корпорации.

Поделиться:

Медиаканал агентства
Маркетинговое агентство рынка безопасности - AdvSecurity.ru
Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити, 2003—2018
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 6835 (+3) | компании: 513 | бренды: 406 | статьи:  

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях