Статьи рынка безопасности

События

Стой, кто несёт? Часть 2

  • 03.04.2021
  • 785

Начало статьи "Стой, кто несет?" в журнале ТЗ №4 >>>>>

Финансовые аналитики утверждают, что едва ли не самая недооцененная валюта в мире – это российский рубль. Однако есть ещё один ресурс, не менее важный. И, чего там, ещё более недооцененный. Это время. Кража товарно-материальных ценностей заметна больше всего и распознаётся быстро. Воровство информации отслеживается порой не сразу и приносит ещё больший ущерб. Но, пожалуй, самое тихое, но при этом, возможно, самое опасное корпоративное преступление, это хищение времени. Об этом и не только, и пойдёт речь в статье.

Сказка о потерянном времени

Редко какое предприятие может утверждать, что оно полностью избавлено от рисков, связанных с корпоративной безопасностью. В этой части статьи, как и в первой, мы учитывали исследование российской компании «СёрчИнформ», которое называется «Инциденты внутренней безопасности в российских компаниях. Данные за первое полугодие 2020 г.». Согласно ему, ежемесячно в каждой организации, попавшей в поле зрения экспертов, выявляют не менее 25 инцидентов внутренней безопасности. Самым частым нарушением оказалось нерациональное использование рабочего времени. В структуре корпоративных нарушений оно встречается с частотой 34%, опередив даже утечки информации (доля последних составила 22%). Примечательно, что по данным «СёрчИнформ» с попытками слива столкнулись 100% компаний, практика которых изучалась в исследовании.

 В «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца злые волшебники и волшебницы выглядели, как обычные мальчики и девочки – те самые, у кого они воровали минуты и годы. Офисные расхитители времени на школьников и школьниц, конечно же, не похожи. Тем не менее, есть сотрудники и сотрудницы, при взгляде на которых можно предположить, что они входят в группу риска. 

Микроскоп не понадобится 

Перед тем, как перейти к характеристикам таких персонажей, вспомним два главных правила психодиагностики. Во-первых, по одному-двум отдельно взятым признакам выводов не делают. Хотя бывают настолько яркие особенности, что вердикт просто лежит на поверхности, правда, случается это не так часто. Во-вторых, все диагностические результаты имеют лишь вероятностный характер, и на 100% ничего не бывает. Правда, в профессиональной среде точность от 85% и выше принято считать хорошим показателем. 

Итак, кого же в офисе и в цехе (да и в других локациях) можно заподозрить в нерациональном использовании рабочего времени? Ответ на этот вопрос дадут азы психодиагностики. Хорошая новость в том, что здесь не придётся анализировать опросники и тесты (хотя это неплохое подспорье), а также не понадобится под микроскопом изучать особенности строения лица и тела. Вполне достаточно понаблюдать за поведением сотрудника в рабочей обстановке и на отдыхе (в этом отношении особенно показательны «корпоративы»). Дополнительную информацию даст анализ социальных сетей сотрудника. И, конечно же, есть смысл присмотреться к внешнему виду: от особенностей телосложения до одежды и аксессуаров. 

Краденые часы 

Конечно же, речь пойдёт не о карманниках. И даже не о хитрой схеме хищения готовой продукции с часового завода. Мы продолжаем разговор о потерянном (вернее, украденном у работодателя) времени, и о том, как выглядят злоумышленники. Здесь вновь уместно напомнить, что знание основ психологии приветствуется. 

К нерациональному использованию времени больше других склонны люди с гипертимным и демонстративным радикалами характера. Как распознать таких людей? Легко. Достаточно присмотреться к их поведению. Начнём с гипертимов. Для тех, кто предпочитает такой инструмент, как эннеаграмма, это «Семёрка», то есть седьмой эннеатип – известный также как «Энтузиаст» или «Эпикуреец». 

Светят, но не греют 

Гипертимы энергоизбыточны. Они любят новые проекты (порой непродуманные и нереалистичные, с оттенком гигантомании), быстро загораются новым идеями (ненадолго, максимум на год), и так же быстро к ним остывают. Гипертим, независимо от пола, деятельный человек, часто «зажигалка», душа компании. Любит праздники. Громко разговаривает и смеётся. Нередко гипертимы причудливо переплетают работу и отдых, поэтому в свободные часы могут быть заняты делами. Увы, теми самыми, которыми им некогда было заниматься на службе. В этой связи имеет смысл приглядеться к тому, как такие сотрудники ведут себя на корпоративных мероприятиях. Те из них, кто пытаются в это время доделать какие-то служебные вопросы, скорее всего, на работе отдыхали. 

И в самом деле, во время работы они часто отвлекаются – на личные звонки, перекуры, непроизводственные встречи. Сюда же относится посещение интернет-ресурсов, которые не имеют отношения к их функционалу. Тратить на это они могут от 20 до 80 процентов своего оплачиваемого времени. При этом вполне могут имитировать бурную деятельность. В общем, светят, но не греют.

Казаться или быть?

Конечно же, казаться. Именно такой выбор делают те люди, у которых в структуре личности преобладает демонстративный (истероидный) радикал характера. Для тех, кто понимает: прямых аналогий с эннеаграммой здесь нет, хотя такие эннеатипы, как «Тройки» и «Четвёрки», вспоминаются сразу. 

Для сотрудников и сотрудниц с демонстративным радикалом важнее всего хорошо выглядеть. Они всегда стараются обратить на себя внимание окружающих: поведением, суждениями, одеждой, аксессуарами. У всех них без исключения развито такое качество, как зависимость от мнения других, хотя они это тщательно скрывают и категорически отрицают. 

Отношение к работе своеобразное. Там, где нет возможности быть на виду и собирать урожай в виде положительных оценок своей внешности и деятельности, они быстро теряют интерес к труду. Рутина – не для них. Утешение от скуки быстро находят в социальных сетях, безусловным фаворитом среди которых для истероидов является инстаграм. На демонстрацию себя, любимых, а также на поиски новых образов и товаров в интернет-магазинах тратится порой большая часть рабочего времени. Благо, эти виртуальные походы отлично отслеживаются службой информационной безопасности. 

Почём нынче клубника

Если дым непродуктивного времени, который вылетает в корпоративную трубу, разделить на фракции, то получится интересная картина. Согласно тому же исследованию «СёрчИнформ», тройку лидеров здесь занимают соцсети, чтение новостей и покупки в интернете – на их долю суммарно приходится 52% бездарно потраченных минут и часов. А вот интерес к ресурсам для взрослых за последние двадцать лет резко упал, и сейчас не превышает одного процента в общей структуре потерь рабочего времени. 

Спектр факторов, которые привели к такому результату, весьма широк. Так, одно время во многих компаниях вывешивали на общее обозрение список сайтов, которые посещали сотрудники. Сработало. 

Из объяснительных, которые в ту пору писали по этому поводу сотрудники, получился бы неплохой производственный роман. Так, один из клерков свой просмотр контента 18+ оправдывал тем, что этим он повышает уровень тестостерона, который совершенно необходим ему (разумеется, во благо производства) для роста эффективности умственной деятельности – так его учили на одном из мужских тренингов. В общем, самое вероятное предположение, почему интерес расхитителей времени сдвинулся в сторону других областей интернета, звучит так: клубничкой попросту наелись.

Не только время

Воровать можно не только часы и минуты, которые оплачивает работодатель. В большинстве компаний имеют место и другие злоупотребления – от нецелевого пользования офисной техникой (с этим сталкивается 79% компаний) до многомиллионных откатов и прямых хищений. В этой связи рекомендуется обратить особое внимание на сотрудников, которые не устают подчёркивать степень своей значимости для компании. Стаж при этом значение не имеет. Такое поведение для руководства и службы безопасности является сигналом: человек убеждён, что его вклад в формирование прибыли недооценивают. То есть, как он считает, образуется некая дельта. И эту разницу он просто обязан компенсировать. И компенсирует. 

В гостях у сказки

Это тоже про объяснительные. В одной из компаний Северо-Западного региона России из поколения в поколение бережно передаётся документ, в котором «несун» обосновывает свой поступок. Оказывается, он не украл дефицитный инструмент из цеха, а взял его на хранение для того, чтобы его… не своровали. К сожалению, история не сохранила фотографию автора этого шедевра – было бы чему обучать как нейросети, так и профессионалов службы безопасности. 

Есть и такие

По данным «СёрчИнформ», в 36% предприятий выявлены люди со склонностью к антисоциальному поведению. Как отметили исследователи, «чаще всего это проявляется в обсуждении употребления наркотиков и признаках зависимости к азартным играм». 

Как правило, такие сотрудники имеют достаточно характерный внешний вид. Степень выраженности признаков варьируется от незначительных до несомненных, тем не менее общее есть. Прежде всего, обращает на себя внимание безучастный, потухший взгляд. Губы вялые, рот может быть полуоткрыт. Частые почёсывания, особенно носа. 

В поведении не проявляют инициативу, к служебным обязанностям относятся формально. Явная склонность к воровству. Преступные группировки на работе сами не создают, однако легко в них вовлекаются. Пожалуй, самые общие особенности характера, которые их объединяют – практически полное отсутствие воли, лживость и безответственность. На перевоспитание рассчитывать особо не приходится. 

Заканчивается год. Пожелаем, чтобы у сотрудников служб безопасности компаний в грядущем 2021-ом как можно реже был повод для грозного оклика: «Стой, кто несёт?».

Поделиться:

Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити,
2003—2024
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 8222 | компании: 528 | бренды: 423 | статьи: 1150

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях