Статьи рынка безопасности

События

О двойном регулировании в области обеспечения пожарной безопасности

  • 18.12.2012
  • 3341

М. Дубинин
Президент Ассоциации «Национальный союз организаций
в области обеспечения пожарной безопасности»

Статья опубликована в журнале "Алгоритм безопасности" №6, 2012


В настоящий момент остро стоит проблема пожаров в Российской Федерации. Только за 6 месяцев 2012 года произошло 80 234 возгораний. Материальный ущерб составляет 6 576 211 тыс. руб. Погибло в пожарах - 6 124 человек, травмировано - 6 505 человек. Уничтожено строений - 21 350, повреждено - 48 563. Среди основных причин пожаров основными являются следующие: нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, поджоги, неосторожное обращение с огнем, шалости детей, неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления, нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ, неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства, самовозгорание веществ и материалов, взрывы. Ситуация выглядит плачевным образом. Поэтому защита населения и территорий от пожаров - это одна из первостепенных задач.

pozhar.jpg

Обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты занимается малый бизнес. Контроль осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а на вновь принимаемых объектах Ростехнадзором.

В связи с этим возникает следующая проблема. В настоящий момент в Российской Федерации в сфере работ по обеспечению пожарной безопасности введена и действует система двойного регулирования. В приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» был выявлен ряд положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

С одной стороны, Федеральный закон от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» для проведения вышеназванных работ требуют получение лицензии МЧС России.

С другой стороны, Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации №624 требует получения допуска от саморегулируемой организации в области строительства.

Данное положение вещей, например, в сфере работ по огнезащите строительных материалов, изделий и конструкций длится уже более трех лет, с момента вступления в силу Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. №274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2009 г. №13086).

В Ассоциацию «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (НСОПБ) поступает большое количество обращений от субъектов предпринимательской деятельности, выполняющих работы в областях строительства и пожарной безопасности с выражением крайней обеспокоенности ситуацией, связанной с двойным регулированием предпринимательской деятельности в этих областях.

Специалистами Министерства экономического развития Российской Федерации были проведены необходимые расчеты в части определения групп субъектов предпринимательской деятельности, затрагиваемых описанной проблемой, монетизиро- ванных последствий проблемы и возможных вариантов ее разрешения.

По экспертным оценкам, проблема двойного регулирования в данных сферах деятельности охватывает более 45 600 компаний, причем руководители 42 500 из них согласно действующему регулированию находятся под угрозой санкций за нарушение законодательства о градостроительной деятельности и законодательства о лицензировании (статьи 9.5.1 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Руководство порядка 20 600 компаний может понести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство (статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Наши аналитики характеризуют сложившуюся обстановку в сфере выполнения работ и услуг в области пожарной безопасности как «тревожную». В результате удачного, но не совсем разумного лоббирования интересов строительного сообщества профессиональные участники рынка выполнения работ и услуг в области пожарной безопасности вынуждены нести непосильные экономические затраты, что в сегодняшней кризисной обстановке могут себе позволить лишь очень немногие организации.

В настоящее время около 25 000 компаний имеют лицензию на выполнение «пожарных» видов работ в соответствии с постановлением №1225. От 10% до 15% данных организаций также выполнили требования приказа №624 и вступили в соответствующую СРО, получив свидетельство о допуске к указанным видам работ.

Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, объединяют 103 000 компаний. Порядка 20% таких компаний выполняют «пожарные» виды работ, не имея лицензии МЧС России.

Порядка 3 100 компаний вынуждены нести финансовые расходы, связанные как с саморегулированием, так и с лицензированием, подвергаясь контролю как со стороны СРО, так и со стороны МЧС России. В связи с этим крайне велики риски коррупционных проявлений, связанных с деятельностью данных компаний.

Около 21 900 компаний должны будут вступить в саморегулируемую организацию. Совокупные затраты в первый год выполнения работ составят около 14 125 500 000 рублей.

Порядка 20 600 компаний должны будут получить лицензию МЧС России, затратив на госпошлину, консультационные услуги и подготовку документов порядка 70 000 рублей. Совокупные затраты составят порядка 1 495 600 000 рублей.

Таким образом, затраты предпринимательского сообщества, вызванные описанной проблемой «двойного» регулирования, составляют в настоящее время 496 000 000 рублей ежегодно и составят в будущем при выполнении нормативных требований об одновременном вступлении в СРО и получении лицензии около 16 млрд.рублей.

Основываясь на выводах Министерства экономического развития Российской Федерации, для разрешения описанной проблемной ситуации могут быть предложены 4 варианта урегулирования вопроса:

  1. Однозначное отнесение «пожарных» видов работ к сфере лицензирования с их исключением из приказа №624.
  2. Внесение в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, устанавливающих, что наличие лицензии МЧС России необходимо для выполнения «пожарных» видов работ лишь на стадии эксплуатации объекта (однозначное отнесение «пожарных» видов работ на стадии строительства, реконструкции капитального ремонта к сфере саморегулирования с их исключением из сферы лицензирования).
  3. Внесение в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, закрепляющих «равнозначность» лицензии МЧС России и допуска СРО при выполнении «пожарных» видов работ на стадии строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
  4. Внесение в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, закрепляющих «равнозначность» лицензии МЧС России и допуска СРО при выполнении «пожарных» видов работ как на стадии строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, так и на стадии его эксплуатации.

Более подходящими с точки зрения заинтересованных групп хозяйствующих субъектов и общества в целом являются третий и четвертый варианты проблемы, которые, однако, предполагают внесение ряда изменений в федеральное законодательство, причем в случае четвертого варианта - существенных.

Вместе с тем, уже в течение трех лет данный вопрос не разрешается. Для малого бизнеса, оказывающего услуги в области обеспечения пожарной безопасности, фактически создан запретительный барьер.

В результате в нынешней экономической ситуации профессионалов в области выполнения работ и услуг вытесняют с рынка те, у кого есть деньги, и они зачастую вынуждены уходить в теневую экономику либо вовсе прекратить свою деятельность.

Наши аналитики одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации видят необходимость принятия в кратчайшие сроки проекта Федерального закона №305620-5 «О внесении изменений в от¬дельные законодательные акты Россий¬ской Федерации по вопросам деятельно¬сти саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности», где ра¬боты и услуги в области пожарной без¬опасности, связанные с монтажом систем и средств противопожарной защиты при капитальном строительстве, капитальном ремонте и реконструкции зданий и соору¬жений, должны осуществляться только лицами, являющимися членами саморе¬гулируемых организаций в области стро¬ительства, а работы и услуги в области пожарной безопасности, связанные с мон¬тажом, техническим обслуживанием и ре¬монтом систем и средств противопожар¬ной защиты при эксплуатации зданий и сооружений, а также трубо-печные рабо¬ты должны осуществляться только лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

Замена части государственных функций на механизм саморегулирования предполагает осуществление более строгого, регулярного и одновременно прозрачного по процедуре контроля за деятельностью предприятий, являющихся членами СРО.

Выполнение работ в области пожарной безопасности членами соответствующих саморегулируемых организаций на всех этапах жизненного цикла объектов, без наличия иных разрешительных документов, существенно снизит излишнее администрирование бизнеса и положительно повлияет на инвестиционный климат в этой сфере деятельности.

Введение института саморегулирования в противопожарной отрасли позволит существенно повысить качество оказываемых на этом рынке услуг и обеспечить надлежащей противопожарной защитой объекты экономики и граждан России.

Именно в этом случае может быть соблюден баланс интересов организаций, занимающихся обеспечением пожарной безопасности и строительных организаций




Какие лучше рулонные mini шторы или uni?

Поделиться:

Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити,
2003—2024
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 8222 | компании: 528 | бренды: 423 | статьи: 1150

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях