Сегмент рынка
Товары
События
Поводом к этой заметке стала рядовая поездка в троллейбусе 60-го маршрута в городе Москва. Сотрудник компании «ТЕРАТЕК», вооружённый фотокамерой, обратил внимание на новенькую камеру видеонаблюдения в салоне. Точнее, на то, что с защитного стекла объектива никто не потрудился снять упаковочную плёнку, хотя с момента наклейки гарантийного стикера на корпус прошло несколько лет. По всей видимости, никаких тестов, подтверждающих правильность настройки, не проводилось. Впрочем, не работал и монитор в кабине водителя: судя по всему, ни локальная видеорегистрация, ни передача сигнала не велись.
Возможно, плёнка на стекле оставлена намеренно. К примеру, в отчаянной попытке обеспечить дополнительную защиту. Мы молчаливо полагаем, что в транспорте принято устанавливать какие-то особенные телекамеры и видеорегистраторы: устойчивые к вибрациям, вандалостойкие, низким температурам и т.п. Возможно, это вовсе не так: тендеры на поставку устройств выигрывают те, кто предложит минимальную цену. В результате устанавливают то, на что хватило средств после уплаты всех откатов. Вот и иллюстрация: повреждённая камера в тамбуре электрички. Орудовали явно не ломом, просто стёклышко подкачало. И главное, никто не заметил «потери бойца», поскольку поездная система скорее всего попросту отключена.
Несмотря на то, что инфракрасная подсветка считается невидимой, работающие светодиоды в большинстве случаев испускают и световые лучи красного цвета. Интенсивность видимого излучения невелика, но обнаружить его в тёмное время суток не составляет труда, например, направив камеру смартфона. Если подсветка в тёмное время суток не включена, вести съёмку никакого смысла нет: полученное изображение не будет обладать достаточной контрастностью, и различить какие-либо детали не смогут ни живые операторы, ни умная видеоаналитика.
Камеры в общественном транспорте нередко оказываются относительно легко досягаемыми за счёт небольшой высоты установки. В холодное время года установить, включена ли камера, проще всего, потрогав её рукой: тёплая — значит, работает. Дистанционно оценить температуру корпуса чуть сложнее. Для этого потребуется техника, как минимум, инфракрасный пирометр или мобильный тепловизор. Несмотря на серьёзно звучащие названия, китайские приборы такого рода вполне доступны по цене: в интернет-магазинах можно без труда купить пирометр меньше чем за пару тысяч рублей, а тепловизионный модуль для смартфона стоит от 20 тысяч. После такого приобретения можно уже замышлять и кое-что посерьёзнее, чем вандализм в тамбурах. Например, с помощью мобильного тепловизора легко обнаружить установленные скрытые камеры видеонаблюдения.
Впрочем, более серьёзные дела чаще всего можно провернуть и голыми руками — кроме зловредных намерений, понадобится иметь элементарные представления о том, как устроено видеонаблюдение. Пример? Пожалуйста. В торговых точках сетевого дискаунтера над кассами установлены телекамеры. Видеорегистратор обычно закреплён под монитором у кассы — на манер «видеодвойки» времён 90-х. При этом какая-либо индикация того, что ведётся запись, отсутствует. Картинка на экране лишь напоминает покупателям о том, что за ними присматривают. И основная система записи, скорее всего, отключена — пылится себе в подсобке. А в настройках по умолчанию дешёвых регистраторов китайского происхождения, как правило, не предусмотрено автоматической активации записи при включении питания. Поэтому если вас невзначай обсчитают, можете не рассчитывать на просмотр видеозаписи манипуляций кассира.
В последнее десятилетие, когда видеонаблюдение приобрело глобальные масштабы, основной его функцией стала не столько охрана, сколько профилактика преступлений и правонарушений. Телекамеры на предприятиях торговли, в салонах транспорта, на оживлённых улицах и в подъездах призваны напомнить о том, что ни один антиобщественный поступок не пройдёт незамеченным, при условии, что оборудование исправно и используется по назначению.
В прежние времена, когда телекамеры были на порядок дороже, для создания видимости видеонаблюдения вовсю использовались муляжи. Что же заставляет сегодняшних «конечников» переводить в разряд муляжей системы, способные приносить пользу? Экономия ресурсов, халатность, невежество? В каждом конкретном случае, несомненно, найдутся свои объяснения, а при серьёзном инциденте будут установлены и виновные. Однако каких-либо системных мер в этом направлении ещё не принимается. Самым очевидным первым шагом было бы установление единых эксплуатационных требований к системам видеонаблюдения, как это уже давно сделано в Великобритании. Возможно, ответственность пользователя системы придётся устанавливать и более жёсткими нормативами: пренебрежение к мерам безопасности открывает «зелёную улицу» криминалу.
Ну а пока можно наблюдать картину попросту необслуживаемых телекамер, про которые давно забыли. Они, как брошенные автомобили, до которых никому нет дела, ржавеют и пылятся на улицах, во дворах и в подъездах.
Источник: пресс-служба «ТЕРАТЕК»
Поделиться:
О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации