Статьи рынка безопасности

События

Как извлечь максимальную пользу из интегрированных систем безопасности?

  • 17.01.2018
  • 1993
  • Время чтения: 11 минут

ИСБ: результат эволюции или выдумка маркетологов?

«Интегрированные системы безопасности – это маркетинг в чистом виде», – довольно часто приходится слышать это от людей, с которыми мы общаемся. Они считают, что ИСБ не нужны, что они снижают надежность и увеличивают сложность системы. Есть пожарная сигнализация, выполняющая свою функцию, – вот и прекрасно. А видео пусть будет отдельно. Не нужно их соединять, иначе получится сложная система, которой трудно управлять, в которой системы будут влиять друг на друга с непредсказуемыми результатами и т. д. Поэтому мы задались вопросом: имеет ли ИСБ право на жизнь или это выдумка маркетологов? Давайте разбираться.

Сизифов труд

Первые системы безопасности появились одновременно с частной собственностью. Уверен, что добытую ногу мамонта древний человек уже охранял от соплеменников, если не хотел ею делиться. И исторически все системы безопасности решали одни и те же задачи. Они типичны: это, с одной стороны, как можно раньше зафиксировать угрозу, например, увидеть издали огонь или неприятеля, чтобы успеть как следует подготовиться к ее решению. С другой стороны, нужно с помощью технических средств не дать возможность злоумышленникам причинить вред – например, проникнуть куда-то. В данном случае техническим средством сначала служили замки (которые, кстати, были известны еще в Древнем Египте), затем охранники, и, наконец, они эволюционировали в СКУД.

Я называю развитие технических средств именно эволюцией, потому что в масштабах большой истории они развиваются не скачкообразно, а постепенно. И в этом поступательном движении есть прямая корреляция с эволюцией проблем. Извечная борьба проблем с их решением. Эволюция проблем и идущая с ней рука об руку эволюция технических средств напоминает мне древнегреческого Сизифа – чем выше он катит камень в гору, тем больше проблем у него возникает. Чем изощреннее становятся технические средства, тем изощреннее становятся и окружающие проблемы, и люди, которые их создают. И наоборот, чем более опасной и техногенной становится среда и более развитым криминальный ум, тем быстрее эволюционируют технические средства.

Как извлечь максимальную пользу из интегрированных систем безопасности?

Однако если мы протянем вектор из древних времен к нашим дням, то поймем, что функционально ничего практически не изменилось, как бы это странно ни звучало. Ведро с водой превратилось в систему пожаротушения, амбарный замок – в электронный замок с удаленным управлением, старушка ключница – в бюро пропусков, пожарная каланча – в сеть датчиков, а наблюдатель на башне сначала обзавелся подзорной трубой, потом биноклем и, в конце концов, эволюционировал в машинное зрение, видеоаналитику и т. д. То есть изменения произошли в техническом качестве – все стало мощнее, быстрее, удобнее. Но с точки зрения решаемых задач все как было, так и осталось. Вряд ли найдется техническое средство, у которого принципиально не было аналогов в древности.

Интеграция – двигатель прогресса

И все же есть то, что поспособствовало по-настоящему качественному скачку и появлению совершенно нового инструментария, которого действительно прежде не было. Это интеграция. Именно она придает импульс развитию и изменению не технической составляющей, а пользовательского опыта. И появлению совершенно нового функционала.

Простым и показательным примером являются электронные таблицы – VisiCalc, Lotus 1-2-3 и др. Как известно, первые персональные компьютеры решали две задачи – игры (класс компьютеров Atari, Commodore Amiga и т. д.) и работа с электронными таблицами. Крупнейшие производители ПК фокусировались в то время на возможностях программирования и работы с таблицами. Затем появились текстовые редакторы. Все они повторяли функционал, привычный для людей в повседневной жизни. Если таблицы были аналогом расчерченной линейкой тетрадки и калькулятора одновременно, то текстовой редактор был блокнотом, карандашом и ластиком. А потом кто-то интегрировал Excel и Word – и в текстовом документе появились картинки и таблицы. Это был настоящий инновационный скачок, а все до него было обычной эволюцией отдельных технических средств. В результате этой интеграции появилась совершенно новая сущность. И, конечно, новые возможности для пользователя. Теперь даже трудно себе представить, что когда-то было иначе.

Движение от простого к сложному – естественный путь развития

Если смотреть шире не только на рынок безопасности, но и на развитие технологий вообще, получится, что интеграция и объединение систем, решающих разные задачи, – естественный процесс. В природе происходит нечто похожее. Эволюционная интеграция – взаимодействие различных видов и рождение совершенно новых видов эволюционным путем – это норма. Поэтому можно сделать вывод, что маркетологи не имеют ни какого отношения к возникновению ИСБ, они лишь идут следом за естественной природой вещей. А сами по себе ИСБ – результат естественного пути развития рынка безопасности, как и любое движение от простого к сложному в природе.

Как извлечь максимальную пользу из интегрированных систем безопасности?

ИСБ: дефиниция

Теперь давайте разберемся, что же в целом представляют собой ИСБ и в чем их особенности. У этого термина есть несколько определений, но мне (и многие специалисты разделяют мое мнение) ближе следующее: ИСБ – это платформа, интегрирующая различные технические средства на уровне протоколов взаимодействия в единое информационное пространство. Подчеркиваю, информационное пространство. Естественно, у ИСБ есть общие признаки, отличающие их от набора разрозненных технических средств. Главный из них – единые интерфейсы. Также это появляющиеся общие протоколы передачи событий, в связи с чем становится возможным плотное взаимодействие между системами: выстраивание событийно-реактивных связей любых систем по любым событиям, которые генерируются внутри ИСБ. И, естественно, централизованное управление и мониторинг. Весь этот комплекс позволяет получить информационную точность, экономическую целесообразность и новый пользовательский опыт.

Три точки зрения и одна истина

На рынке безопасности есть три главных игрока: вендор, интегратор и пользователь. Чем же для каждого из них является ИСБ? Кто из них играет первую скрипку и является драйвером эволюции развития технических средств? ИСБ, с точки зрения вендора, – это некая «моя прелесть» на одном конце, т. е. компонента, над которой он работает, и «непонятное нечто» на другом конце, а между ними правила и протоколы взаимодействия. Соответственно, для вендора, как создателя платформы, конечно же, доминирует «моя прелесть». Поэтому зачастую продукт растет именно в этом направлении. Хорошо еще, если вендор учитывает пожелания конечного заказчика. Но бывает и такое, что он настаивает на своем, утверждая, что заказчик сам не знает, что ему нужно.

ИСБ, с точки зрения интегратора, – это продукт, в котором он максимально разобрался. Разобрался и в «моей прелести», и в «непонятном нечто», и в том, как они взаимодействуют между собой. После этого он предлагает конечному пользователю свое видение решения его задачи с помощью ИСБ, и как только конечный пользователь соглашается, интегратор становится главным. Потому что только он знает, что он построит и как все это работает. И зачастую бывает так, что, обслуживая конкретный объект, интегратор диктует свои условия, понимая, что конечному пользователю без него теперь никуда.

Наконец, для конечного пользователя ИСБ – это Терминатор, Робокоп, Супермен и Человек-паук в одном лице. Это нечто, что за определенную стоимость решит все его проблемы. И чаще всего это представление впоследствии приводит к появлению недоверия к системе. Потому что оказывается, что ИСБ преступников сама не ловит, решений не принимает и все проблемы разом не решает. Заказчик остается крайне удивленным, ведь он хотел Терминатора, а получил калькулятор. Оба, в общем-то, считают неплохо, только немного по-разному выглядят.

А на самом деле ИСБ можно сравнить с хорошим мультитулом, который легко раскладывается, долго служит и решает много разных задач. Но не стоит забывать, что, каким бы хорошим ни был этот инструмент, работает с ним все же человек. Так и ИСБ, несмотря на то что является эволюционировавшим, сложным и интересным, но все-таки техническим средством, подверженным воздействию человеческого фактора. Можно возле каждого окна в доме положить по резиновой дубинке, а рядом со входом поставить целый ящик с ними. Но это не сделает дом защищенным от воров, потому что дубинки без участия человека не работают.

Техническая составляющая ИСБ – всего 20%

Если же отбросить представление о том, что ИСБ – это исключительно техническое средство, и посмотреть на нее комплексно, то выяснится, что ИСБ – это в первую очередь регламенты. Вся техническая подноготная должна работать на соблюдение регламентов. Если это происходит, то вероятность влияния человеческого фактора значительно снижается. Во-вторых, любая качественная ИСБ – это отражение бизнес-процессов внутри организма, который она защищает, – компании, предприятия и т. д. И в-третьих, это возможности и инструменты, которые позволяют контролировать человеческий фактор. В сумме это значит, что хорошо построенная ИСБ позволяет контролировать, насколько люди, задействованные в бизнес-процессах, выполняют предписанные им регламенты. Эти аспекты составляют порядка 80% ИСБ. И только 20% – технические средства, которые являются, по сути, резиновой дубинкой, разве что более сложной, подключаемой к сети, розетке, монитору и датчикам.

Стратегии инвестирования в ИСБ

Очевидно, что ИСБ требует вложений. Ведь это не просто резиновая дубинка, а та, которую подобрали с учетом ее пользователя – по весу, размеру рукоятки; описали регламенты – как он ею будет пользоваться и кого охаживать – и подключили бизнес-процессы: какую пользу принесет это охаживание. Все это, само собой, стоит дороже, чем обычная дубинка. Какую стратегию инвестирования в ИСБ стоит выбрать вендору, интегратору и конечному пользователю для достижения наилучшего результата?

Для вендора это инвестирование в оптимизацию разработки. Когда появляется какое-то новое оборудование, например видеокамера, вендор обязательно рано или поздно столкнется в проекте с просьбой заказчика добавить ее поддержку в ИСБ. Если разработчик хочет оставаться на плаву, он, конечно, пойдет навстречу. Но если он продолжит это делать для каждого проекта, придется нанимать по программисту на проект. И однажды настанет момент, когда вендору придется сделать выбор: либо уходить с рынка, либо, если он сообразительный, разработать универсальные средства интеграции, чтобы добавлять поддержку любых устройств с минимальными затратами. Таким образом будет оптимизирована разработка. А так как этот процесс уже будет запущен, то можно говорить и о мультивендорности – интеграции всего, до чего дотянутся руки.

Возможна и противоположная модель бизнеса – монобрендовая. Например, компания начинает производить совершенно разные устройства и для каждого из них требуется отдельное программное обеспечение, а значит, несколько команд разработчиков. Через некоторое время приходит понимание, что вместо этого можно создать единую программную платформу, которая будет работать со всеми техническими средствами, производимыми компанией, и поддержку которой сможет осуществлять единая команда программистов. В результате получается пусть и монобрендовая, но все равно ИСБ, работающая с различным оборудованием одного производителя.

Для интегратора, работающего с ИСБ, безусловно, стратегия должна заключаться в развитии внутренней компетенции. Чем больше знают и умеют его сотрудники, тем он более незаменим на объекте, тем дороже стоит его работа, тем более сложные и мощные системы он спроектирует и затем будет обслуживать. И будет уверен, что его не заменят на этом объекте, потому что он «подсадит заказчика на иглу» в хорошем смысле – на иглу своих знаний и компетенции.

Для заказчика наиболее удачной стратегией станет инвестирование в эффективное решение задач, т. е. в такую платформу, которая одна сможет ответить на максимальное количество возникающих вызовов. Например, мы часто сталкиваемся с такой ситуацией. На объектах, где присутствуют несколько ведомств, на одном участке могут висеть по 3–4 камеры и смотреть в одну и ту же точку, потому что каждая из этих камер принадлежит разным ведомствам. При этом легко можно было бы обойтись одной камерой, если бы задача решалась с помощью ИСБ, умеющей работать с разными регламентами и бизнес-процессами одновременно и грамотно разделять права доступа к техническим средствам. Поэтому заказчику в самом начале работы над проектом стоит рассмотреть стратегию инвестирования в платформу, которая позволит ему впоследствии безболезненно развиваться и добавлять новые технические средства, не задумываясь о революционной смене платформы, топологии и т. д.

Вывод

Поводя итог, напомню, что ИСБ – это естественный результат эволюции систем безопасности, и нет смысла отрицать их целесообразность. Однако не стоит забывать, что ИСБ не волшебная палочка, а резиновая дубинка, которая не решит все проблемы сама, без участия человека. Поэтому всем трем игрокам рынка – вендору, интегратору и пользователю – важно иметь четкое понимание, что собой представляет ИСБ, а также реалистичные ожидания от ее применения. Только тогда можно грамотно выстроить стратегию инвестирования в нее и получить действительно высокие результаты как в экономическом плане, так и в функциональном.

Поделиться:

Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити,
2003—2024
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 8222 | компании: 528 | бренды: 423 | статьи: 1150

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях