Сегмент рынка
Товары
События
Теги
Следопыт. Так называется человек, способный читать знаки окружающего его мира. Ветка, с которой слетел снег, расшумевшиеся или внезапно умолкнувшие птицы, тепло земли в ладони, угли тлеющего костра – всё это буквы, слоги и слова, которые складываются в понятные для опытного человека тексты. Разведчики, охотники, моряки – как раз те люди, которые читают окружающее их пространство, словно книгу. И есть особая профессиональная область, специалистам которой эти знания нужны как жизнь – служба безопасности.
Это вопрос, ответ на который важно получить в первую очередь. Именно поэтому в состав диверсионно-разведывательных групп всегда входит человек со знанием языка противника. Ведь слушая чужую речь, можно узнать не только о расположении частей и соединений врага, количестве боеприпасов и прочих военных тайнах. Ничуть не менее важно – понять настроения в стане противника. И здесь даже бытовые темы, на которые говорят солдаты, могут дать ключ к ответу на главный вопрос: какова степень боеготовности врага, и чего от него можно ожидать – будет ли он биться до последнего патрона, или сдастся в плен при первом же удобном случае.
Любое сообщество, от первобытных людей до корпоративных бизнес-племён третьего тысячелетия, создаётся с двумя главными целями: адаптироваться к окружающей среде и выжить в группе.
Звучит примитивно, но именно по этим законам шла эволюция всего живого на Земле. Приспособиться к условиям внешнего мира чаще всего мешали конкуренты из других племён. Что касается внутренней среды племени, то враги здесь совершенно особые.
Конечно, это могут быть и «засланные казачки», но чаще всего проблемы рождаются в собственном коллективе. И главный враг – это желание любой ценой, что называется, перетянуть одеяло на себя. Одеяло – вещь хорошая. Под ним тепло (подумаешь, кто-то при этом будет мёрзнуть), а ещё под ним очень удобно есть в одиночку, стараясь при этом поменьше чавкать, чтобы ни с кем не пришлось делиться. Чтобы распознать этого внутреннего врага, важно понять: на каком языке говорит племя – на языке эгоизма, или на языке совместности.
Опытные руководители служб безопасности знают, насколько важно слушать то, о чём говорят люди в их бизнес-племенах. И даже если тема разговора далека от криминала и никак не связана с преступными замыслами, становится ясно, насколько эта среда и сложившаяся обстановка располагают к воровству. Для этого достаточно понять, каким языком здесь пользуются.
Не так давно в России вышел перевод книги «Лидер и племя», авторы которой Логан, Кинг и Фишер-Райт в течение десяти лет изучали корпоративную культуру в американских компаниях. Им удалось выделить пять уровней развития организации: от наиболее примитивного, направленного лишь на выживание, до наиболее продвинутого – того, что принято называть «бирюзовым». Уровень определяют по речевому стилю, который характерен для компании. Рассмотрим, как связаны безопасность компаний и ступени развития, на которых они находятся.
Язык племени и психология его носителей влияют друг на друга. Вряд ли у кого-то вызовет сомнения тот факт, что люди, которые встречаются на международных научных конференциях, отличаются своей картиной мира от тех, кто собираются на воровской сходке. Интеллигент, волею судеб оказавшийся в тюрьме с уголовниками, наравне с ними владеет русским языком, и говорит на нём. Тем не менее, создаётся впечатление, что такие сокамерники общаются на разных языках. Он обращается к ним на «вы», что в тюремной среде совершенно не принято, и не понимает воровской жаргон.
В этом примере случайный гость в камере и её коренные обитатели относятся к разным племенам. Эти сообщества создаются, в том числе, и на основе общего языка: на базе особенностей речи, которой люди описывают себя, своё окружение, свою картину мира. Меняется язык – меняется племя.
Так поступают при смене власти (вспомним послереволюционные имена Даздраперма, Тракторина и пр.). Так происходит при смене управления (уборщица превращается в менеджера по клинингу, а массовик-затейник в арт-менеджера). Поэтому, чтобы понять уровень, на котором находится племя, надо всего лишь послушать речь, на которой говорят его люди. Остаётся напомнить, что в корпоративной антропологии рассматривается пять ступеней развития племён.
Здесь уместно вспомнить, что племена насчитывают от 40 до 150 человек. Именно такое количество людей составляло ячейки общества на заре человечества. Племена объединялись в роды, связанные первопредком. Примером родоплеменного союза в наше время можно считать крупный завод, где несколько цехов (племён) составляют род (предприятие). Вожди здесь начальники цехов, а генеральный директор символизирует главу рода.
Примечательно, что племена (подразделения компании) могут находиться на разных (как правило, на соседних) уровнях культуры. Исключительно важна работа по переводу их на следующую ступень – это определяет жизнь и судьбу предприятия. Впрочем, это уже управленческие технологии. Мы же поговорим о том, как влияет уровень культуры бизнес-племени на безопасность компании. И легче всего определить это, анализируя язык.
Племена столь низкого уровня развития исчезающе редки. Единственное исследование, которое проводилось в начале 21 века, относится к США (называлась цифра 2%). Это самая примитивная стадия культуры, цель которой – физическое выживание в исключительно суровых условиях окружающей среды. Когда-то человечество стартовало именно с этой ступени. В наше время на этом уровне находятся разве что уличные банды с их сверхжесткой иерархией и очень специфическим языком, понятным только им и специалистам из правоохранительных органов. Тем не менее, такие образования встречаются, хоть и крайне редко, и в деловой среде.
Племена первого уровня распознаются по единому для её членов девизу: «Жизнь – боль» (варианты: «жизнь – отстой», «жизнь – дерьмо» и пр.). Во всяком случае, подобные высказывания часто звучат в их речи. Мир представляется им несправедливым и враждебным, и они готовы платить ему той же монетой. Матерная ругань в речи не редкость, однако почти всегда направлена в адрес третьих лиц – начальства, клиентов, а также сотрудников службы безопасности (их в племенах первого уровня не жалуют особо). Своих стараются не задевать – отвечать за слова порой приходится жизнью.
Воровать у своих категорически не принято и даже смертельно опасно, а вот залезть в карман работодателю – высшая доблесть. Соблюдение техники безопасности зачастую презирается, поскольку это «для слабаков». Разборки проходят жёстко, и рабочие инструменты часто применяются как оружие нападения.
Племён, которые находятся на втором уровне корпоративной культуры, в бизнес-среде порядка 25%. Их девиз несколько иной и звучит примерно как «Моя жизнь – полный отстой». Настрой в этих племенах сдержанно-враждебный, поведение отстранённое. Царит апатия и желание держаться подальше от руководства, наблюдается сопротивление переменам и критическое отношение ко всему новому, что также сразу заметно в речи. Сотрудники именно этих бизнес-племён, как манну небесную, ждут пятницу и ненавидят понедельники.
Злоупотребления и правонарушения здесь процветают, причём крадут не только у предприятия, но и друг у друга. До создания хитроумных схем воровства дело, как правило, не доходит, а вот откаты в пределах 10-15 процентов – практически норма жизни.
Таких бизнес-племён добрая половина. Девиз обитателей этих племён: «Я звезда, а ты нет!» В компании развита конкуренция: как между подразделениями, так и внутри них. Много разговоров о личных успехах и достижениях, сильнейшая мотивация на победу и одиночное восхождение на пьедестал – и к этим разговорам есть смысл прислушиваться.
Именно к таким «звёздам», а также к тем, кто с ними конкурируют, должно быть усиленное внимание сотрудников службы безопасности и внутренних аудиторов.
Воровство здесь не редкость, причём весьма масштабное, часто с использованием хитроумных схем. Особо пристально надо присматриваться к «звёздам», которых увольняются из компании: очень часто они норовят прихватить с собой важные документы. И не только в электронном виде, поэтому интерес службы безопасности к «коробкам от ксерокса» должен быть повышен.
Девиз этих племён (считается, что их порядка 20%) – «Мы крутые, а они нет». Под «они» подразумеваются конкуренты. И вовсе не обязательно это соперники из внешней среды (компании четвёртого уровня обычно исповедуют стратегию «голубого океана»). Скорее, это будут внутренние враги – собственные сомнения, а также затухающие волны неорганизованности и коррупции. И это не удивительно.
Люди такого племени по-настоящему чувствуют себя единой семьёй, в котором сама мысль залезть друг другу в карман недопустима. В компании четвёртого уровня люди начинают терять бдительность, о чём приходится помнить сотрудникам службы безопасности.
Десять лет назад на этом уровне находились 2% бизнес-племён в США, и с тех пор их количество в мире постепенно увеличивается. Это компании, которые меняют мир и творят историю. Девиз их сотрудников: «Жизнь прекрасна», и этим содержанием наполнены их слова и действия. Красной нитью общения этих людей проходит тема о новых возможностях, которых вокруг них безграничное множество. Компании этого уровня избавлены от каких-либо материальных злоупотреблений как во внутреннем пространстве, так и внешней среде.
Однако службе безопасности здесь надо не расслабляться. Дело в том, что на особо ценных профессионалов компаний этого уровня порой устраивают настоящую охоту извне. И это не только попытки переманить профи высокого уровня или склонить их стать «кротами». Порой речь идёт о физической безопасности, связанной с угрозой жизни этих людей. Источником могут выступать очень серьёзные внешние структуры, поэтому здесь бывает необходимым сотрудничество и со специальными службами своего государства.
Уровень, на котором находится компания, прямо влияет на подходы к организации работы службы безопасности. На низких ступенях (первой и второй) деятельность её сотрудников носит преимущественно характер надзора. По мере повышения уровня (третья и четвёртая ступени) подход становится всё тоньше, а задачи – сложнее. В компаниях пятого уровня (их количество в последнее время увеличивается) акцент смещается на защиту коллектива (особенно наиболее ценных его членов) от внешних угроз.
Руководителю службы безопасности следует помнить об эффекте автосинхронизации, когда организованное меньшинство (5% и более) способно влиять на поведение большинства. Поэтому в зоне особого внимания должны быть те работники, в прошлом которых есть опыт пребывания в коллективах низкого уровня (включая места лишения свободы). Необходимо внимательно прислушиваться к их речи, и вовремя определять риски для компании. Этому поможет знание пяти языков безопасности, которое даёт возможность свободно ориентироваться в деловом пространстве своего бизнес-племени, и читать его людей, как открытую книгу.
Поделиться:
О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации