Статьи рынка безопасности

События

  • форум 23/10/2019

    Say Futureг. Москва

  • выставка 01/10/2019

    Kazakhstan Security Systems 2019Казахстан, г. Астана

  • семинар 25/07/2019

    Parsecг. Москва

Антропология безопасности. Пять языков безопасности

  • 19.03.2019
  • 120

Следопыт. Так называется человек, способный читать знаки окружающего его мира. Ветка, с которой слетел снег, расшумевшиеся или внезапно умолкнувшие птицы, тепло земли в ладони, угли тлеющего костра – всё это буквы, слоги и слова, которые складываются в понятные для опытного человека тексты. Разведчики, охотники, моряки – как раз те люди, которые читают окружающее их пространство, словно книгу. И есть особая профессиональная область, специалистам которой эти знания нужны как жизнь – служба безопасности.

На каком языке говорит племя

Это вопрос, ответ на который важно получить в первую очередь. Именно поэтому в состав диверсионно-разведывательных групп всегда входит человек со знанием языка противника. Ведь слушая чужую речь, можно узнать не только о расположении частей и соединений врага, количестве боеприпасов и прочих военных тайнах. Ничуть не менее важно – понять настроения в стане противника. И здесь даже бытовые темы, на которые говорят солдаты, могут дать ключ к ответу на главный вопрос: какова степень боеготовности врага, и чего от него можно ожидать – будет ли он биться до последнего патрона, или сдастся в плен при первом же удобном случае.

Любое сообщество, от первобытных людей до корпоративных бизнес-племён третьего тысячелетия, создаётся с двумя главными целями: адаптироваться к окружающей среде и выжить в группе.

Пять языков безопасности

Звучит примитивно, но именно по этим законам шла эволюция всего живого на Земле. Приспособиться к условиям внешнего мира чаще всего мешали конкуренты из других племён. Что касается внутренней среды племени, то враги здесь совершенно особые.

Конечно, это могут быть и «засланные казачки», но чаще всего проблемы рождаются в собственном коллективе. И главный враг – это желание любой ценой, что называется, перетянуть одеяло на себя. Одеяло – вещь хорошая. Под ним тепло (подумаешь, кто-то при этом будет мёрзнуть), а ещё под ним очень удобно есть в одиночку, стараясь при этом поменьше чавкать, чтобы ни с кем не пришлось делиться. Чтобы распознать этого внутреннего врага, важно понять: на каком языке говорит племя – на языке эгоизма, или на языке совместности.

Язык племени – ключ к безопасности

Опытные руководители служб безопасности знают, насколько важно слушать то, о чём говорят люди в их бизнес-племенах. И даже если тема разговора далека от криминала и никак не связана с преступными замыслами, становится ясно, насколько эта среда и сложившаяся обстановка располагают к воровству. Для этого достаточно понять, каким языком здесь пользуются.

Пять языков безопасности

Не так давно в России вышел перевод книги «Лидер и племя», авторы которой Логан, Кинг и Фишер-Райт в течение десяти лет изучали корпоративную культуру в американских компаниях. Им удалось выделить пять уровней развития организации: от наиболее примитивного, направленного лишь на выживание, до наиболее продвинутого – того, что принято называть «бирюзовым». Уровень определяют по речевому стилю, который характерен для компании. Рассмотрим, как связаны безопасность компаний и ступени развития, на которых они находятся.

Язык племени и психология его носителей влияют друг на друга. Вряд ли у кого-то вызовет сомнения тот факт, что люди, которые встречаются на международных научных конференциях, отличаются своей картиной мира от тех, кто собираются на воровской сходке. Интеллигент, волею судеб оказавшийся в тюрьме с уголовниками, наравне с ними владеет русским языком, и говорит на нём. Тем не менее, создаётся впечатление, что такие сокамерники общаются на разных языках. Он обращается к ним на «вы», что в тюремной среде совершенно не принято, и не понимает воровской жаргон.

В этом примере случайный гость в камере и её коренные обитатели относятся к разным племенам. Эти сообщества создаются, в том числе, и на основе общего языка: на базе особенностей речи, которой люди описывают себя, своё окружение, свою картину мира. Меняется язык – меняется племя.

Так поступают при смене власти (вспомним послереволюционные имена Даздраперма, Тракторина и пр.). Так происходит при смене управления (уборщица превращается в менеджера по клинингу, а массовик-затейник в арт-менеджера). Поэтому, чтобы понять уровень, на котором находится племя, надо всего лишь послушать речь, на которой говорят его люди. Остаётся напомнить, что в корпоративной антропологии рассматривается пять ступеней развития племён.

Пять языков безопасности

Здесь уместно вспомнить, что племена насчитывают от 40 до 150 человек. Именно такое количество людей составляло ячейки общества на заре человечества. Племена объединялись в роды, связанные первопредком. Примером родоплеменного союза в наше время можно считать крупный завод, где несколько цехов (племён) составляют род (предприятие). Вожди здесь начальники цехов, а генеральный директор символизирует главу рода.

Примечательно, что племена (подразделения компании) могут находиться на разных (как правило, на соседних) уровнях культуры. Исключительно важна работа по переводу их на следующую ступень – это определяет жизнь и судьбу предприятия. Впрочем, это уже управленческие технологии. Мы же поговорим о том, как влияет уровень культуры бизнес-племени на безопасность компании. И легче всего определить это, анализируя язык.

Язык первого уровня

Племена столь низкого уровня развития исчезающе редки. Единственное исследование, которое проводилось в начале 21 века, относится к США (называлась цифра 2%). Это самая примитивная стадия культуры, цель которой – физическое выживание в исключительно суровых условиях окружающей среды. Когда-то человечество стартовало именно с этой ступени. В наше время на этом уровне находятся разве что уличные банды с их сверхжесткой иерархией и очень специфическим языком, понятным только им и специалистам из правоохранительных органов. Тем не менее, такие образования встречаются, хоть и крайне редко, и в деловой среде.

Племена первого уровня распознаются по единому для её членов девизу: «Жизнь – боль» (варианты: «жизнь – отстой», «жизнь – дерьмо» и пр.). Во всяком случае, подобные высказывания часто звучат в их речи. Мир представляется им несправедливым и враждебным, и они готовы платить ему той же монетой. Матерная ругань в речи не редкость, однако почти всегда направлена в адрес третьих лиц – начальства, клиентов, а также сотрудников службы безопасности (их в племенах первого уровня не жалуют особо). Своих стараются не задевать – отвечать за слова порой приходится жизнью.

Воровать у своих категорически не принято и даже смертельно опасно, а вот залезть в карман работодателю – высшая доблесть. Соблюдение техники безопасности зачастую презирается, поскольку это «для слабаков». Разборки проходят жёстко, и рабочие инструменты часто применяются как оружие нападения.

Язык второго уровня

Племён, которые находятся на втором уровне корпоративной культуры, в бизнес-среде порядка 25%. Их девиз несколько иной и звучит примерно как «Моя жизнь – полный отстой». Настрой в этих племенах сдержанно-враждебный, поведение отстранённое. Царит апатия и желание держаться подальше от руководства, наблюдается сопротивление переменам и критическое отношение ко всему новому, что также сразу заметно в речи. Сотрудники именно этих бизнес-племён, как манну небесную, ждут пятницу и ненавидят понедельники.

Злоупотребления и правонарушения здесь процветают, причём крадут не только у предприятия, но и друг у друга. До создания хитроумных схем воровства дело, как правило, не доходит, а вот откаты в пределах 10-15 процентов – практически норма жизни.

Язык третьего уровня

Таких бизнес-племён добрая половина. Девиз обитателей этих племён: «Я звезда, а ты нет!» В компании развита конкуренция: как между подразделениями, так и внутри них. Много разговоров о личных успехах и достижениях, сильнейшая мотивация на победу и одиночное восхождение на пьедестал – и к этим разговорам есть смысл прислушиваться.

Именно к таким «звёздам», а также к тем, кто с ними конкурируют, должно быть усиленное внимание сотрудников службы безопасности и внутренних аудиторов.

Воровство здесь не редкость, причём весьма масштабное, часто с использованием хитроумных схем. Особо пристально надо присматриваться к «звёздам», которых увольняются из компании: очень часто они норовят прихватить с собой важные документы. И не только в электронном виде, поэтому интерес службы безопасности к «коробкам от ксерокса» должен быть повышен.

Язык четвёртого уровня

Девиз этих племён (считается, что их порядка 20%) – «Мы крутые, а они нет». Под «они» подразумеваются конкуренты. И вовсе не обязательно это соперники из внешней среды (компании четвёртого уровня обычно исповедуют стратегию «голубого океана»). Скорее, это будут внутренние враги – собственные сомнения, а также затухающие волны неорганизованности и коррупции. И это не удивительно.

Люди такого племени по-настоящему чувствуют себя единой семьёй, в котором сама мысль залезть друг другу в карман недопустима. В компании четвёртого уровня люди начинают терять бдительность, о чём приходится помнить сотрудникам службы безопасности.

Язык пятого уровня

Десять лет назад на этом уровне находились 2% бизнес-племён в США, и с тех пор их количество в мире постепенно увеличивается. Это компании, которые меняют мир и творят историю. Девиз их сотрудников: «Жизнь прекрасна», и этим содержанием наполнены их слова и действия. Красной нитью общения этих людей проходит тема о новых возможностях, которых вокруг них безграничное множество. Компании этого уровня избавлены от каких-либо материальных злоупотреблений как во внутреннем пространстве, так и внешней среде.

Однако службе безопасности здесь надо не расслабляться. Дело в том, что на особо ценных профессионалов компаний этого уровня порой устраивают настоящую охоту извне. И это не только попытки переманить профи высокого уровня или склонить их стать «кротами». Порой речь идёт о физической безопасности, связанной с угрозой жизни этих людей. Источником могут выступать очень серьёзные внешние структуры, поэтому здесь бывает необходимым сотрудничество и со специальными службами своего государства.

Уровень, на котором находится компания, прямо влияет на подходы к организации работы службы безопасности. На низких ступенях (первой и второй) деятельность её сотрудников носит преимущественно характер надзора. По мере повышения уровня (третья и четвёртая ступени) подход становится всё тоньше, а задачи – сложнее. В компаниях пятого уровня (их количество в последнее время увеличивается) акцент смещается на защиту коллектива (особенно наиболее ценных его членов) от внешних угроз.

Руководителю службы безопасности следует помнить об эффекте автосинхронизации, когда организованное меньшинство (5% и более) способно влиять на поведение большинства. Поэтому в зоне особого внимания должны быть те работники, в прошлом которых есть опыт пребывания в коллективах низкого уровня (включая места лишения свободы). Необходимо внимательно прислушиваться к их речи, и вовремя определять риски для компании. Этому поможет знание пяти языков безопасности, которое даёт возможность свободно ориентироваться в деловом пространстве своего бизнес-племени, и читать его людей, как открытую книгу.

Поделиться:

Все права защищены
© ООО АДВ Секьюрити,
2003—2019
Яндекс.Метрика
Метрика cайта: новости: 7126 (+1) | компании: 519 | бренды: 408 | статьи: 834

О проекте / Контакты / Политика конфиденциальности и защиты информации

Techportal.ru в соц. сетях