Средства и системы для обеспечения безопасности на транспорте

Проблематика

transport_image.jpg

За последнее время цивилизацию и отношение людей к миру коренным образом изменили две вещи: связь (интернет и сотовый телефон) и доступный быстрый транспорт (в частности, самолет), который дал возможность людям быстро перемещаться и перемещать важные грузы на дальние расстояния.

Значение транспорта в жизни современного человека сложно переоценить. Его можно сравнить с кровеносной системой в организме – если она дает сбой, особенно в важных артериях, то весь организм оказывается под угрозой.

В транспортной сфере обнажаются проблемы, возникающие во всех других сферах жизнедеятельности человека: связанные с безопасностью, террористическими и техногенными угрозами, с халатностью и человеческим фактором, проблемы экономического характера — нерациональное использование ресурсов или управление ими и так далее.

Современные технические инструменты и средства, в том числе видеоанализ, должны быть ориентированы на то, чтобы помогать людям либо предотвращать ситуации, связанные с вышеописанными проблемами, либо справляться с их последствиями.


Перспективы

«Поскольку плотность населения в мире ежегодно растет, мегаполисы могут столкнуться с дополнительными проблемами безопасности наземной транспортной инфраструктуры. Вот почему обеспечение транспортной безопасности должно соответствовать увеличению людского и транспортного потока и сопутствующему ему повышенному уровню угроз.

Независимо от того, на каких объектах нужна безопасность – на станциях метро, автобусных остановках, в зонах парковки и на проезжей части, персонал мониторинговой службы может извлечь большую пользу из решений, которые адаптируются к уникальным задачам транспортной инфраструктуры, дав при этом возможность экономии на затратах, связанных с хранением данных и пропускной способностью канала передачи», - говорит Йокей Роб (YOCKEY Rob), Pelco by Schneider Electric.

Термины, определения, cертификация 969

Нормативные документы

Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О транспортной безопасности"
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии терроризму"
Указ Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте"
ГОСТ Р 56461-2015 Безопасность транспортная. Общие требования

Обязательная система сертификации в области обеспечения транспортной безопасности

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 No 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности"

Воздушный транспорт

Приказ Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 40
Об утверждении требований по ОТБ для различных категорий ОТИ и ТС воздушного транспорта
Приказ Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142
Об утверждении ФАП "Требования авиационной безопасности к аэропортам"

Авто транспорт

Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 N 924
Для ОТИ дорожного хозяйства, ОТИ и ТС автомобильного и городского наземного электрического транспорта

Ж/Д транспорт

Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 N 495
Для ОТИ и ТС железнодорожного транспорта

Метрополитены

Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2017 No410
Для объектов (территорий) метрополитенов

Водный транспорт

Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 N 678
Для ОТИ и ТС морского и речного транспорта

Определения

Согласно «ГОСТ Р 56461-2015 Безопасность транспортная. Общие требования»

Определение понятия транспортная безопасность:

Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Составная часть национальной безопасности.

Транспортная инфраструктура:

Технологический комплекс, предназначенный для перевозки пассажиров и перевалки (перевозки, транспортирование) грузов повышенной опасности в установленном порядке и включающий в себя совокупность объектов (зданий, сооружений, коммуникаций, устройств, оборудования) и транспортных средств.

Транспорт общего пользования:

Железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный, речной транспорт, обеспечивающий перевозки пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных национальных нормативных правовых актов.

Объекты транспортной инфраструктуры

Объекты транспортной инфраструктуры согласно ГОСТ Р 56461-2015: Технологический комплекс, включающий в себя:

железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции
метрополитены
тоннели, эстакады, мосты
порты
участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки
аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств
морские терминалы, акватории морских портов
искусственные острова, установки и сооружения, расположенные во внутренних морских водах

Перечень средств для обеспечения транспортной безопасности

Согласно «ГОСТ Р 56461-2015 Безопасность транспортная. Общие требования» к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности относятся:

средства и системы сигнализации
средства контроля доступа
средства досмотра
видеонаблюдение
аудио- и видеозапись
связь, оповещение
сбор, обработка, передача и защита информации
средства и системы обнаружения

Авторы


Евгения Лабзина,
Главный редактор Techportal.ru


Владимир Нарожный,
директор ТЗ&ADV Security


Артем Плескачевский,
Технический редактор

Что мешает техническим средствам на транспорте работать на 100%


Андрей ХРИСТОФОРОВ,
коммерческий директор ITV | AxxonSoft

Факторы, которые сильно мешают внедрению и эффективной работе систем безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также создают трудности для разработчиков и пользователей этих систем:

  1. Массовое пребывание людей
  2. Территориальная распределенность и отсутствие каналов связи
  3. Несовершенство технических средств
  4. Межведомственное взаимодействие

Массовое пребывание людей

Массовое пребывание людей на объектах некоторых категорий транспортной инфраструктуры зачастую приводит к тому, что не получается стопроцентно и рационально применить никакие технические средства. Например, для любого метрополитена в мире пока не придумано способа на 100% гарантировать физическую безопасность людей из-за слишком большого пассажиропотока.

Если попытаться использовать все существующие технические средства и приблизиться к досмотру хотя бы 60% пассажиров, то произойдет коллапс – будут образовываться огромные очереди на входе. А скопление людей – уже само по себе привлекательное условие для создания угроз различного рода. К тому же не стоит забывать, что транспорт должен в первую очередь перевозить, причем с комфортом. Например, в Москве сейчас одна из ключевых задач – добиться того, чтобы транспорт был комфортен для пассажиров. Предполагается, что это повлечет за собой увеличение пассажиропотока и, как следствие, снизит нагрузку на дороги.

В Америке в 1920-х годах произошла интересная история, иллюстрирующая, как удовлетворенность людей общественным транспортом влияет на количество личного транспорта. Она описана в статье Бенфорда Снелла «Заговор против трамвая». Компания General Motors намеренно банкротила трамвайные компании, принуждая их переходить на использование старых трамваев — медленных, разваливающихся и дурно пахнущих. Пассажиры, оказавшиеся в подобных невыносимых условиях, были вынуждены покупать личные автомобили, что и было целью стратегии General Motors.

То есть технические средства безопасности и технические средства, помогающие управлению пассажиропотоком и управлению самим транспортным предприятием, должны работать как можно более незаметно и не мешать людям пользоваться транспортом. Пока что добиться одновременного соблюдения этого условия и обеспечения 100% безопасности пассажиров не удается.


Территориальная распределенность и отсутствие каналов связи

Возьмем, к примеру, сеть пассажироперевозок Московской области, автобусы которой ездят в каждый уголок, в каждое село, то есть, люди везде имеют доступ к общественному транспорту. При этом в той же Московской области есть места, где даже голосовая связь не всегда нормально работает, не говоря уже о 3G-интернете и прочем. Соответственно, без связи технические средства безопасности оказываются локальными, оторванными от общей системы транспортной безопасности. Но технические средства — это лишь инструмент, к которому обязательно должен прилагаться исполнительный механизм. Должны быть люди, реагирующие на сигналы, которые генерируют технические средства. Без этого безопасность не будет обеспечена в полной мере. Это то же самое, как положить возле каждой двери по резиновой дубинке — дом от этого не станет безопаснее.

Еще один пример — железные дороги. Это категорируемый объект транспортной инфраструктуры, важнейший стратегический объект, важнейшая артерия. Не зря во время военных конфликтов одни железные дороги стараются максимально охранять, а другие — максимально быстро разрушить. Протяженность железных дорог огромна, поэтому охранять их сложно и затратно. Даже сегодня представлено все еще не так много эффективных решений по охране подобных объектов. Среди них, например, охрана поездов скоростного движения России. Несмотря на то, что такой опыт есть, используемые инструменты и схемы не могут быть применены под копирку для всех остальных объектов железнодорожного сообщения, это очень дорого.


Несовершенство технических средств

Общемировое развитие технологий, связанных с видеоанализом, пока еще не решает все задачи, которые ставит перед нами жизнь. Вернемся к тем же объектам с массовым скоплением людей. Работа многих технических средств в этом случае носит вероятностный характер, а задачи, которые мы хотим решать с их помощью, требуют четкого триггерного ответа — да или нет. Возьмем, к примеру, счетчики пассажиропотока, которые мы хотим использовать, чтобы принимать на основе результата их работы экономические решения и управлять производством. Счетчики всегда имеют определенную погрешность. Пусть даже точность счетчика будет 98%, но и 2% погрешности в обороте большой транспортной компании будут существенны. Полагаться на такие результаты и считать на их основании деньги будет неразумно. Использовать как «большие числа», чтобы проводить некую аналитику, выявлять тенденции — пожалуйста, это можно. А принимать решение о том, подворовывает ли водитель на продаже билетов на конкретном маршруте, и привлекать его к ответственности будет уже невозможно.

Технические средства по накоплению биометрических данных, в частности лиц, были бы интересны. Возможно, они даже применяются где-то, чтобы, например, в автобусе идентифицировать людей, находящихся в розыске. Но возникает новая проблема: условия, требуемые для захвата, распознавания лиц и для передачи этих данных в центр. А условия на транспорте зачастую сложнейшие. На железной дороге это тяжелейшие климатические условия, на морском транспорте — соленая вода, коррозия, в автобусах — тряска, пыль, жара и так далее. У нас в стране 6 типов климата, а во всем мире их еще больше, и бывают такие условия, где техническим средствам приходится тяжело. Поэтому проблема не в том, что современные технические средства плохо работают, а в том, что они несколько переоценены, от них ждут большего, чем они могут дать на данном этапе своего развития.


Межведомственное взаимодействие

Зачастую на объектах транспортной инфраструктуры присутствуют различные ведомства, которые используют собственные технические средства (как видеонаблюдение, так и другие), не связанные друг с другом. В результате на одном и том же объекте оказываются по 2-3 независимые системы, выполняющие схожие или даже одинаковые функции. Это пагубно сказывается на общей стоимости технического обеспечения как системы безопасности, так и системы управления объектом.

У нас неплохое законодательство в сфере транспортной безопасности. Видно, что идет работа по развитию этого направления. Но все происходит медленно и зачастую несистемно. Например, закон о транспортной безопасности N 16-ФЗ был принят в 2007 году, но он работал далеко не в полном объеме, так как его применение должно было регламентироваться постановлением правительства, которое появилось лишь в конце 2016 года. И только после этого закон худо-бедно «задышал». Но это постановление касалось, прежде всего, сертификации, оно возлагало на конкретные ведомства обязанность по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. И проблема здесь даже не в том, что между этими событиями прошло почти 9 лет, а в том, что на момент вступления постановления N 969 в силу через полгода после его подписания не работала практически ни одна испытательная лаборатория, кроме тех, которые и до этого уже существовали и функционировали. Конечно, такие неспешные темпы мешают развитию.

Тем не менее, хорошо, что мы все же не стоим на месте. И хорошо, что существуют площадки, где мы можем это обсуждать, где есть общественная экспертиза. В частности, этот номер журнала дает возможность познакомиться с текущим состоянием технических средств на рынке, проанализировать ее и сделать свои собственные выводы о том, насколько эти технические средства могут удовлетворять решению возникающих перед нами задач.


Содержание обзора: Средства и системы для обеспечения безопасности на транспорте


Биометрические решения как средство минимизации рисков на транспорте


Александр ГОРШКОВ,
директор по развитию ООО «Прософт-Биометрикс»

Какие риски можно минимизировать благодаря применению биометрических решений на транспорте?

Безопасность на транспорте можно разделить на два направления. Первое – это контроль пассажиропотока, а второе – обеспечение безопасного функционирования самих транспортных средств и комплексов по организации и управлению движением. В обоих случаях для обеспечения безопасности могут применяться биометрические технологии. Но у них принципиально разное назначение.

Существуют ли решения для сокращения финансовых потерь в сфере транспортной безопасности?

Безопасность подразумевает в том числе сокращение и предотвращение потерь. Компания может страховать свои риски, но если в результате расследования выяснится, что пилот, машинист, водитель или диспетчер не были трезвыми, то страховка выплачиваться не будет. Автоматизация диагностики на алкогольное или наркотическое опьянение исключает человеческий фактор.

Прочесть интервью полностью


Участники обзора

Axis Communications DAHUA Bosch Security Systems Pelco by Schneider Electric Honeywell Wisenet eVidence IDIS ITV | AxxonSoft БИК-Информ

Эксперты рынка

Христофоров Андрей

Христофоров Андрей,
коммерческий директор ITV | AxxonSoft

Горпинченко Роман

Горпинченко Роман,
заместитель начальника по проектным продажам Dahua Technology Rus

Хлопков Сергей

Хлопков Сергей,
консультант компании IPIСA

Хорина Анастасия

Хорина Анастасия,
компания IPICA Software

Гучиа Станислав

Гучиа Станислав,
директор по развитию бизнеса Россия и СНГ Citilog

Голубев Антон

Голубев Антон,
директор департамента управления проектами Hikvision Russia

Иванов Дмитрий

Иванов Дмитрий,
руководитель отдела проектирования компании «Вокорд»

Кульбака Сергей

Кульбака Сергей,
директор по корпоративным продажам ITV Group

Закиров Тимур

Закиров Тимур,
ведущий эксперт Ассоциации и советник Фонда «Транспортная Безопасность»

Смирнов Иван Николаевич

Смирнов Иван Николаевич,
Директор Департамента технической безопасности ООО «БСС»

White Joel (Уайт Джоэл)

White Joel (Уайт Джоэл),
менеджер по маркетингу в области умных транспортных систем и систем смарт-городов в рамках службы безопасности и охраны труда группы компаний Bosch


Материалы по теме

Новости

Статьи

Обзоры