Одной из основных функций системы антитеррористической защищенности промышленного объекта является физическая защита объекта, обслуживающего персонала и посетителей от противоправных действий внешних и внутренних нарушителей. Целью такой защиты является предупреждение, выявление, пресечение противоправных действий, создающих опасность гибели людей, причинения имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в отношении объекта охраны, минимизацию их последствий, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению противоправной деятельности.
Создание системы антитеррористической защищенности промышленного объекта любой ведомственной принадлежности основано на реализации требований нормативных документов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов. Основными из них являются:
Кроме того каждое ведомство в соответствии с требованиями, определенными постановлением правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» разработало свои ведомственные требования к антитеррористической защищенности подведомственных объектов. Такие требования были введены в действие соответствующим постановлением правительства. За период с 2014 по 2019 гг. опубликовано 27 постановлений правительства об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов различных ведомств.
Анализ ведомственных требований к антитеррористической защищенности объектов показывает, что важную роль при построении системы антитеррористической защиты предприятия играет организация стационарных и мобильных пунктов контроля людей, ручной клади, почтовых отправлений, всех видов транспорта, оснащенных соответствующими техническими средствами.
В зависимости от решаемых задач и ведомственных требований по полноте и глубине проводимых проверок в состав системы антитеррористической защиты предприятия могут входить следующие подсистемы:
Проверку людей, ручной клади, почтовых отправлений и всех видов транспорта целесообразно проводить в два этапа. Контролю на первом этапе (уровне) подлежат все объекты, следующие через соответствующие пункты контроля. Задача первого этапа – выявление подозрительных объектов, которые могут иметь запрещенные к проносу (провозу) предметы, вещества, жидкости.
На втором этапе (уровне) проводится детальная проверка выявленных объектов. Такая проверка требует применения более чувствительного оборудования и большего объема времени.
На первом уровне должны использоваться высокопроизводительные аппаратные средства с малым временем получения результатов анализа (до 1-2 сек.) и с относительно высокой вероятностью ложного срабатывания аппаратуры (до 10%). На втором уровне контроля должно использоваться менее производительное (с большим временем анализа результатов отбора проб), но более качественное оборудование в плане достоверности его функционирования с вероятностью ложного срабатывания до 1 %.
Подсистема контроля входящих почтовых отправлений предназначена для выявления в них взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ. Контроль почтовых отправлений производится, как правило, в отдельном помещении, оснащенном средствами досмотра и локализатором взрывных устройств.
Посты контроля людей обычно размещаются во входных зонах, оборудованных средствами контроля и управления доступом.
Пункт контроля обязательно должен иметь взрывозащищенные камеры хранения для крупногабаритной ручной клади и подозрительных предметов.
Для контроля людей целесообразно применять сканирующие системы малодозового рентгеновского или радиоизлучения. Цифровые сканеры позволяют получить проекционное изображение контролируемого человека и обнаружить предметы, спрятанные под его одеждой. За несколько секунд оператор сканера в состоянии определить наличие запрещенных к проносу предметов. При использовании рентгеновских или радиолокационных сканеров для контроля посетителей отпадает необходимость в применении стационарных и ручных металлодетекторов.
Датчики стационарного радиометра (при их использовании в составе системы) целесообразно устанавливать прямо на входе, когда человек еще имеет ручную кладь при себе. При их срабатывании источник излучения обнаруживается с помощью поискового сигнализатора излучения. Для контроля ручной клади, как правило, используются рентгенотелевизионные интроскопы. Современные образцы рентгеновской техники создают минимальные дозовые нагрузки на обследуемый объект, не влияющие на кинофотоматериалы, химические и лекарственные препараты.
С учетом вышесказанного можно предложить следующий состав досмотрового оборудования для подсистемы контроля людей и ручной клади:
Контроль автотранспорта является сложным звеном в системе антитеррористической защиты предприятия. Наиболее надежным методом обнаружения взрывных устройств, провозимых автотранспортом, является использование специальных рентгеновских или гамма-интроскопов. Большие рентгеновские интроскопы, специально разрабатываемые для этой цели, являются наиболее дорогостоящей составляющей системы контроля, и по этой причине применяется достаточно редко.
Помимо этого пункт контроля автотранспорта должен оборудоваться взрывозащищенной площадкой контроля, взрывозащищенным сооружением для временного содержания подозрительного автотранспорта, специальными смотровыми ямами. При оборудовании поста контроля автотранспорта также следует учитывать климатические условия. В частности, в холодные периоды времени применение большей части химических обнаружителей взрывчатых веществ на открытом воздухе невозможно.
Таким образом, можно предложить следующий состав досмотрового оборудования для подсистемы контроля автотранспорта.
При наличии на предприятии подъездных железнодорожных путей оборудуются железнодорожные пункты пропуска. Основными задачами таких пунктов являются:
Важную роль в системе антитеррористической защиты предприятия играют системы охранного телевидения и видеонаблюдения, которыми оборудуются все пункты попуска людей и транспорта. Применение современных технологий распознавания лиц позволяет обнаружить потенциального нарушителя до его попадания на объект и своевременно принять необходимые меры. При этом могут быть сформированы списки потенциальных нарушителей различных категорий для оперативного реагирования при их выявлении.
Пункты контроля автотранспорта целесообразно оборудовать системой распознавания государственных регистрационных знаков. Алгоритм работы системы в зоне проверки транспорта следующий. Автомобиль въезжает в зону проверки автотранспорта. Система автоматически распознает государственный регистрационный знак автомобиля и выводит имеющуюся информацию об автомобиле на экран монитора АРМ поста охраны. К основной информации об автомобиле следует отнести: право доступа, данные и фотографию транспорта при предыдущем проезде, зафиксированные ранее нарушения этого автомобиля, данные и фотографию водителя, особые отметки службы безопасности. На основании этих сведений охранник принимает решение о пропуске транспорта.
Для контроля автотранспорта в настоящее время достаточно широко применяются системы сканирования днища автомобиля. Система, как правило, имеет несколько видеокамер, позволяющих без остановки автомобиля обнаружить посторонние предметы, прикрепленные к его днищу. Целесообразно такую систему применять совместно с системой распознавания государственных регистрационных знаков.
Железнодорожные КПП целесообразно оборудовать системой охранного телевидения, позволяющей вести визуальный контроль вывозимых грузов, особенно на открытых платформах, а также системой распознавания номеров вагонов (цистерн) и платформ, позволяющей осуществлять подсчет вагонов в составе, распознавать их номера и проводить сверку с натуральными листами, которые поступают от диспетчера.
Алгоритм работы автоматического подсчета и распознавания номеров вагонов следующий. Перед проездом состава через КПП пост охраны получает от диспетчера в электронном виде натурный лист с информацией о числе вагонов (цистерн), характере груза, ориентировочном времени проезда. Информация о количестве и номерах вагонов (цистерн) в составе должна автоматически фиксироваться системой на основании присланного натурного листа. При проезде состава через створ железнодорожного КПП системой автоматически должно фиксироваться число единиц железнодорожной техники (цистерны, вагоны, локомотивы) и считываться номера вагонов (цистерн).
При несовпадении числа вагонов (цистерн) с количеством, переданным диспетчером, или несоответствии номеров вагонов тревожное сообщение автоматически должно выводиться на экран монитора АРМ поста охраны и фиксироваться в архиве.